Требования по безопасности и охране труда устанавливаются

Содержание статьи

Требования безопасности труда

Требования безопасности труда – это требования, установленные законодательными и нормативными правовыми актами, нормативно-техническими и проектными документами, правилами и инструкциями, выполнение которых обеспечивает безопасные условия труда и регламентирует поведение работающего. Обеспечение безопасных условий труда возлагается на работодателя и работника, обязанности которых определены Трудовым кодексом РФ (ФЗ от 30.12.2001 № 197-ФЗ).

Обеспечивая создание безопасных условий труда для работников, работодатель должен руководствоваться следующими требованиями безопасности труда:

  • средства индивидуальной и коллективной защиты работников должны быть сертифицированы;
  • на каждом рабочем месте условия труда должны соответствовать требованиям охраны труда;
  • режим труда и отдыха работников должен соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным и правовым актам, содержащим нормы Трудового права;
  • работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, должны быть обеспечены сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с установленными нормами, приобретенными и выданными за счет работодателя;
  • должно быть организовано обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда стажировка на рабочем месте и проверка знаний требований охраны труда;
  • лица, не прошедшие в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда не должны допускаться к работе;
  • должна быть проведена аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда;
  • должно быть организовано за счет работодателя проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний, не должны допускаться к исполнению трудовых обязанностей;
  • должно осуществляться информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающимися им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • должны приниматься меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
  • должно производиться обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.

Как правило, требования безопасности труда при выполнении тех или иных работ имеет свои специфические особенности. Так, например, при решении задач, связанных с ликвидацией последствий ЧС особые требования предъявляются к безопасности лиц, выполняющих аварийно-спасательные и другие неотложные работы. К проведению работ, связанных с обезвреживанием радиоактивных загрязнений и обеззараживанием химических и биологических заражений, допускаются лица не моложе 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний, обученные по соответствующей программе, сдавшие зачет и прошедшие инструктаж перед началом работ. Они должны знать:

  • поражающие факторы при радиоактивном загрязнении, химическом и биологическом заражении;
  • правила пользования средствами индивидуальной защиты и их рабочие характеристики;
  • средства, способы и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации ЧС; порядок оказания медицинской помощи;
  • требования по соблюдению мер безопасности при работах на загрязненных радиоактивными веществами и зараженными опасными химическими веществами и биологическими средствами территориях (объектах).

При выполнении работ в зонах радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения личному составу запрещается: снимать средства индивидуальной защиты, принимать пищу, пить, курить, расстегивать одежду, садиться или ложиться на загрязненные и зараженные поддоны; использовать неисправные технические средства и инструмент, а также неисправные и поврежденные средства защиты; выводить (выносить) из зоны загрязнения (заражения) без предварительного обезвреживания и обеззараживания транспортные и др. технические средства и инструменты.

При этом начальники подразделений (формирований) обязаны:

  • постоянно наблюдать за действиями подчиненных и своевременно организовывать оказание им необходимой помощи;
  • координировать работу подчиненных, контролировать соблюдение ими мер безопасности;
  • вести учет продолжительности работы личного состава в средствах индивидуальной защиты;
  • контролировать соблюдение правил выхода личного состава из зоны радиоактивного загрязнения, химического или биологического заражения;
  • правильно контролировать самочувствие спасателей.

Особое внимание к соблюдению мер безопасности проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации чрезвычайных ситуаций уделяется выполнению требований:

  • по использованию изолирующих дыхательных аппаратов;
  • выполнению мер безопасности при проведении разведки в зонах разрушений, в загазованных помещениях, в условиях плохой видимости и высоких температур;
  • при проведении работ по локализации, обезвреживанию и обеззараживанию выбросов, разливов и т.п., радиоактивных веществ и биологических средств.

Источник: Федеральный закон РФ от 22.03.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Требования по охране труда

Требования по охране труда регламентированы главой 34 ТК РФ.

Государственные требования по охране труда установлены статьей 211 ТК РФ. В соответствии с этой статьей государственными требованиями по охране труда, отраженными в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранения здоровья и жизни работника в процессе его трудовой деятельности.

Требования по охране труда распространяются на все организации независимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Они обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, включая проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов, конструирование машин, механизмов и иного оборудования, разработку технологических процессов, организацию производства и труда. Требования по охране труда обязательны для исполнения как юридическими, так и физическими лицами.

Поскольку в производственном помещении, принадлежащем предпринимателю, выявлены нарушения государственных нормативных требований труда, которые создают угрозу жизни и здоровья работников, требования инспектора труда по приостановке эксплуатации производственного помещения до устранения выявленных недостатков признаны правомерными (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 3 февраля 2005 года по делу №Ф04-317/2005(8149-А03-19)).

Окончание примера.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 года №399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (далее – Постановление Правительства №399) установлено, что:

«…в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда».

Государственные нормативы по охране труда разрабатываются и принимаются Федеральными органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства №399 в следующем порядке:

«а) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации;

б) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации;

в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации».

Постановлением Правительства №399 также утвержден «Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».

· Минтруд Российской Федерации разрабатывает межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М);

· Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают отраслевые правила по охране труда (ПО Т Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О);

· Госгортехнадзор Российской Федерации, Госатомнадзор Российской Федерации (ныне Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору) разрабатывают правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ);

· Госстандарт Российской Федерации, Госстрой Российской Федерации разрабатывают государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ);

· Госстрой Российской Федерации разрабатывает строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП);

· Минздрав Российской Федерации разрабатывает государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН).

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства №399 государственные нормативные требовании по охране труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на 2 срока.

Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда или решение об их досрочной отмене принимается не позднее, чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.

Государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия в следующих случаях:

Читайте также:  Возможные угрозы безопасности государства внешние и внутренние

· при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;

· при изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

· при внедрении новой техники и технологий;

· по результатам анализа производственного травматизма;

· по результатам анализа профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации.

Пересмотр государственных нормативов по охране труда осуществляется в том же порядке, который установлен для их разработки.

Органы власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов власти, принимают свои правовые акты. Этим обеспечивается за счет бюджета субъекта Российской Федерации более высокий по сравнению с федеральным уровень трудовых прав и гарантий работникам.

Правила по охране труда обязательны для работодателя. Бывают случаи, что в правилах отсутствуют требования, соблюдение которых при производстве определенных работ необходимо для обеспечения безопасных условий труда. Тогда работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного или другого представительного органа работников принимает необходимые меры, обеспечивающие безопасные условия труда, исходя из конкретной обстановки. Без соблюдения указанных требований не допускается и передача в серийное производство образцов новых машин и другого оборудования.

Работодатель разрабатывает инструкции и правила по охране труда для работников организации на основании межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда (при их отсутствии – на основе межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, которые изложены в эксплуатационной и ремонтной документации организаций – изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации, учитывая конкретные условия производства. Требования излагаются в инструкции применительно к профессии работника или виду выполняемой работы.

Инструкции и правила по охране труда для работников разрабатываются в соответствии с наименованиями профессий и перечнями видов работ, которые утверждаются работодателями, руководителями структурных подразделений предприятия.

Инструкции для работников, которые заняты взрывными работами, обслуживанием электрических установок и устройств, грузоподъемных машин, а также для других работников, требования безопасности труда которых установлены в межотраслевых и отраслевых актах, утверждаемых федеральными надзорами России, разрабатываются на основе названных актов и утверждаются в порядке, установленном этими органами.

Проверка и пересмотр инструкций по охране труда проводятся работодателем один раз в 5 лет. Исключение составляют случаи, рассмотренные выше – о пересмотре государственных нормативных требований по охране труда независимо от установленного срока их действия. Согласно статье 212 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работников с требованиями охраны труда, а работники согласно статье 214 ТК РФ обязаны соблюдать правила обращения с машинами и механизмами и другие требования, установленные в инструкциях.

Более подробно с вопросами, связанными с вредными и опасными условиями труда с учетом изменений, внесенных новой редакцией Трудового Кодекса Российской Федерации и другими нормативными актами, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Вредные условия труда. Правовое регулирование. Практика. Документы».

Требования охраны труда и ответственность за их нарушение

Тема охраны труда и безопасности на предприятиях является весьма актуальной для российского бизнеса. Производственный травматизм, согласно статистике, находится на достаточно высоком уровне, и это, не считая сокрытых несчастных случаев. С другой стороны, соблюдение требований охраны труда — обязанность не только руководства компании, но и самих работников на местах — в соответствии с инструкциями по охране труда. Сознательное отношение к безопасности рабочих процессов позволит предотвратить множество случаев травматизма. В свою очередь, халатный работодатель, не выполняющий требования по безопасности, может быть привлечен к административной и даже уголовной ответственности. Рассмотрим современные нормативные требования и мероприятия по охране труда и меры ответственности за нарушение законодательства.

Государственные нормативные требования в сфере охраны труда: по букве закона

Понятие охраны труда приведено в Трудовом кодексе РФ, однако данная сфера регулируется не только этим документом, но и многими другими законодательными актами и нормативами. Согласно законодательству, в каждой компании должен быть ответственный сотрудник, занимающийся вопросами безопасности труда. Требования охраны труда устанавливаются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Управление данной сферой на федеральном уровне осуществляется как минимум десятью министерствами, федеральными службами и прочими органами, основными из которых являются Министерство труда и социальной защиты и Федеральная служба по труду и занятости. Федеральная инспекция труда, в свою очередь, осуществляет контроль над исполнением требований охраны труда.

Ключевые положения и требования охраны труда прописаны в Трудовом кодексе РФ (Раздел X. Охрана труда). Согласно ТК РФ работодатель обязан обеспечить:

  • Безопасность работников предприятия при эксплуатации зданий, оборудования, инструментов и т.д., применяемых в производстве.
  • Функционирование системы управления охраной труда.
  • Применение средств защиты, прошедших сертификацию и декларирование (покупка и выдача которых осуществляется за счет работодателя).
  • Условия труда на рабочих местах, режим труда и отдыха, соответствующие законодательным требованиям трудового права.
  • Проведение обучения, инструктажа и проверку знаний охраны труда.
  • Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ).
  • Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Обязательное социальное страхование работников, проведение медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований.

Полный список требований охраны труда по отношению к работодателям можно найти в статье 212 ТК РФ.

В связи с тем, что перечень законодательных актов в данной сфере велик, приведем лишь некоторые Федеральные законы и последние законодательные акты Минтруда РФ, относящиеся к охране труда:

  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ);
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
  • Приказ Минтруда России от 1 марта 2012 года № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».
  • Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
  • Приказ Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда».
  • Письмо Минтруда России от 13 сентября 2013 г. № 15-3-2597 «О Методических рекомендациях по разработке и реализации в субъектах Российской Федерации системы мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области охраны труда с учетом Типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации».
  • Приказ Минтруда России от 25 декабря 2012 г. № 625н «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска».

Обязанности работников

Работник несет определенные обязательства по соблюдению требований охраны труда. Например, сотрудники должны правильно применять средства индивидуальной защиты, проходить обязательные медицинские осмотры и другие необходимые мероприятия в соответствии с законодательными требованиями. Кроме того, работники должны немедленно сообщать руководству компании о несчастных случаях и других опасных ситуациях на производстве, которые могут нанести вред здоровью людей.

Мероприятия по соблюдению мер охраны труда: от права на обучение до проведения специальной оценки условий труда

Согласно статье 212 ТК РФ, каждая компания обязана проводить инструктаж и проверку знаний работников по охране труда, а также обучать безопасным методам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Зачастую для выполнения данной функции работодатель привлекает специализированные учебно-сертификационные центры, проводящие обучение и инструктажи по безопасности на производстве. Услуги таких центров широко востребованы и включают в себя не только обучение, но также аудит, помощь в оформлении материалов расследования несчастных случаев и прохождении плановых проверок со стороны контролирующих органов. Наконец, обучающие центры подготавливают и внедряют в организации соответствующую документацию по охране труда и полученные результаты СОУТ.

Проведение СОУТ является обязательным требованием для всех работодателей и регулируется Законом № 426-ФЗ. В процессе СОУТ оценивается степень воздействия вредных веществ и опасных факторов, влияющих на здоровье и безопасность работника в процессе трудовой деятельности. СОУТ проводится не реже чем один раз в пять лет и представляет собой единый комплекс мероприятий, во время которых производится идентификация вредных или опасных производственных факторов и оценка уровня их воздействия на работников. Каждый такой фактор оценивается с точки зрения отклонения от установленных законом норм. По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы условий труда на рабочих местах.

Компании, осуществляющие СОУТ, должны соответствовать требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ и входить в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (реестр можно найти на официальном сайте Минтруда). Кроме того, до 31 декабря 2020 года СОУТ имеют право проводить организации, имеющие аккредитацию на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда. Эксперты, проводящие оценку, с 1 января 2019 года должны иметь сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда. До 1 января 2019 года они могут работать по переходным положениям, и для осуществления деятельности достаточно повышения квалификации в объеме 72 часов. Организация обязана располагать собственной испытательной лабораторией, имеющей соответствующую аккредитацию в области проведения исследований и измерений вредных и опасных факторов производственной среды.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве

Согласно ТК РФ работодатель обязан проводить расследование и вести учет всех несчастных случаев, произошедших во время исполнения работником своих трудовых функций. Данная обязанность закреплена в статье 212 ТК РФ. Расследованию подлежат события, в результате которых были получены любые телесные повреждения, включая тепловой удар, ожог, обморожение, поражение током и т.д. Повреждение может быть нанесено другим лицом, животными или насекомыми либо получено в результате любых чрезвычайных обстоятельств. Все случаи, приведшие к временной или стойкой утрате работоспособности или к смерти, расследуются специально сформированной комиссией в составе не менее трех человек. При получении тяжелых повреждений и при несчастных случаях со смертельным исходом в комиссию должен быть включен государственный инспектор труда, представитель территориального объединения организаций профсоюзов, представитель органа местного самоуправления или исполнительной власти субъекта РФ, представители исполнительного органа страховщика. Если работник был направлен другим работодателем, то в комиссию также включается представитель направляющей стороны. Если несчастный случай произошел в результате аварии или иного повреждения транспортного средства, расследование проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.

Читайте также:  Типы нарушителей информационной безопасности

Если были получены легкие повреждения, то расследование длится до 3-х дней, в случае смерти и тяжелых повреждений — до 15-ти дней. При этом комиссия опрашивает очевидцев происшествия и работников, ответственных за организацию охраны труда на предприятии. По итогам расследования произошедшее событие квалифицируется как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством. При выявлении сокрытого несчастного случая и поступлении жалобы расследование проводит государственный инспектор труда, который может быть привлечен также при несогласии пострадавшего или его родственников с результатами расследования комиссии.

Согласно статье 228.1 ТК РФ работодатель обязан в течение суток известить о произошедшем несчастном случае в прокуратуру, Федеральную инспекцию труда, в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов, в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Извещение осуществляется в форме, установленной в постановлении Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». Данные требования касаются тяжелых несчастных случаев, случаев со смертельным исходом и групповых случаев. Особенности проведения расследования также прописаны в постановлении Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.

Виды и меры ответственности за нарушение требований охраны труда

К ответственности за нарушение требований охраны труда могут привлекаться как работники, так и работодатель. Что касается ответственности юридических лиц за нарушение требований охраны труда, то она предусмотрена статей 5.27.1 Ко АП РФ, согласно которой нарушение требований охраны труда влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 50 000 до 80 000 рублей для юрлиц и от 2000 до 5000 рублей для должностных лиц. Если компания или физлицо занимаются предпринимательством без регистрации юрлица, то размер штрафа может составить от 2000 до 5000 рублей.

Нарушение порядка проведения СОУТ также карается штрафами в размере от 60 000 до 80 000 рублей — для юрлиц, и от 15 000 до 25 000 рублей — для должностных лиц. Кроме того, предусмотрены штрафы за допуск работника к трудовым обязанностям без прохождения обучения по безопасности: от 60 000 до 80 000 рублей — для юрлиц, и от 15 000 до 25 000 рублей — для должностных лиц.

Допуск к трудовым обязанностям новых работников без прохождения обучения по охране труда, обязательного медосмотра или психиатрического освидетельствования карается штрафом от 15 000 до 25 000 рублей. Если работник не обеспечен средствами индивидуальной защиты, это может привести к штрафу от 20 000 до 30 000 рублей для должностных лиц или индивидуальных предпринимателей, а для юридических лиц — к штрафу от 130 000 до 150 000 рублей. В целом любое нарушение охраны труда, для которого не установлена специальная ответственность, карается штрафом от 2000 до 5000 рублей как для предпринимателей, так и должностных лиц, а для юридических лиц — от 50 000 до 80 000 рублей. Повторные нарушения повышают суммы штрафов: для предпринимателей и должностных лиц они будут составлять уже от 30 000 до 40 000 рублей, для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей. Также в случае повторных нарушений возможно приостановление деятельности предпринимателя или юрлица на срок до 90 суток.

Требования охраны труда обязательны для исполнения как юридическими, так и физическими лицами и являются особенно важными для опасных производств, на которых повышен риск получения травм. Для некоторых видов предприятий законом установлены особые правила и нормативы по безопасности. Кроме того, не стоит забывать о регулярном проведении СОУТ. Помните, что внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Согласно пункту 2.3 постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится самой организацией или учебными центрами, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности в области охраны труда. Однако самостоятельное обучение компания может проводить только при наличии комиссии по проверке знаний требований охраны труда, члены которой прошли соответствующие обучение.

Где заказать услуги по охране труда?

Итак, для соблюдения требований законодательства по охране труда периодически возникает необходимость в привлечении тех или иных специалистов. Мы попросили дать комментарий для наших читателей Коновалову Марию, заместителя руководителя департамента охраны труда EcoStandard group:

«Наша компания занимается инженерным и экологическим консалтингом уже 20 лет. Мы обслуживаем клиентов по всей России, располагая представительствами в Москве, Санкт-Петербурге, Поволжье и на Дальнем Востоке. По направлению «Охрана труда» оказываем такие услуги, как специальная оценка условий труда, аудит, аутсорсинг, разработка документации по охране труда, производственный контроль, индивидуальный дозиметрический контроль, оценка рисков. Наша миссия — помочь клиенту реализовать правила безопасности, заложенные в российское законодательство в сфере охраны труда, и одновременно снизить административную нагрузку на его бизнес. Мы выполняем все работы оперативно: например, комплекс работ по СОУТ займет не более 20 рабочих дней. За счет больших объемов (мы оцениваем более 415 000 рабочих мест в год), EcoStandard group может себе позволить выставлять низкие цены: от 770 рублей за рабочее место. При необходимости мы готовы взять на себя все функции штатного специалиста по охране труда: полный пакет для компаний со штатом до 50 человек будет стоить от 25 000 рублей в месяц, для штата более 50 человек — от 35 000 рублей в месяц. Можно заказать комплексное обслуживание по охране труда, пожарной безопасности и экологии».

P. S. Ознакомиться со всей разрешительной документацией, на основании которой EcoStandard group ведет деятельность по охране труда, можно на сайте.

*Цены актуальны на январь 2019 года, не являются публичной офертой

Государственные нормативные требования охраны труда, обязательность их исполнения

Российским законодателем в статье 209 Трудового кодекса РФ требования охраны труда определяются как: государственные нормативные требования охраны труда (в том числе стандарты безопасности труда), а также тре­бования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

В свою очередь статья 211 Трудового кодекса РФ дает определение государственным нормативным требованиям охраны труда:

  • Государственные нормативные требования охраны труда – это содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, установленные правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе:

  • при про­ектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;
  • при конструировании машин, механизмов и другого оборудования;
  • при разработке технологических процессов;
  • при организации производства и труда.

Виды нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 №1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» к нормативно-правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:

  1. Стандарты безопасности труда.
  2. Правила и типовые инструкции по охране труда.
  3. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила, гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).

Нормативные акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда:

  • Государственные стандарты и системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ);
  • Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ);
  • Межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ);
  • Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО);
  • Типовые инструкции по охране труда (ТИ РО);
  • Правила безопасности (ПБ);
  • Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ);
  • Инструкции по безопасности (ИБ);
  • Строительные нормы и правила (СНиП);
  • Своды правил по проектированию и строительству (СП);
  • Санитарные правила (СП);
  • Гигиенические нормативы (ГН);
  • Санитарные правила и нормы (СанПиН);
  • Санитарные нормы (СН).

Основные отличия государственных нормативных требований охраны труда от требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда

Основные отличия государственных нормативных требований охраны труда от требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда, состоят в следующем:

  1. Государственные нормативные требования охраны труда носят императивный характер, т.е. не допускают никаких отступлений от установленного ими правилами поведения, действуя неза­висимо от усмотрения субъектов трудового права.
  2. Государственные нормативные требования охраны обладают большей юридической силой по от­ношению к требованиям охраны труда, установленным правилами и инструкциями по охране труда.
  3. Требования охраны груда, установленные правилами и инструкциями по охране труда, разрабатываются па основе государственных нормативных требований охраны труда.
  4. Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в законах и подзаконных актах Российской Федерации и субъектов РФ, к которым относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса.
  5. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими ли­цами при осуществлении ими любых видов производственной деятельности, тогда как требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда, носят местный характер (разработан­ные органами местного самоуправления или у конкретного работодателя) либо распространяются на отдельные субъекты трудового права.
Читайте также:  Уголок безопасности в детском саду оформление

Порядок принятия актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда (стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса), издаются после рассмотрения проектов указанных актов па заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется:

  1. При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда.
  2. По результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
  3. По результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда.
  4. На основании анализа результатов специальной оценки условий труда, результатов внедрения новой техники и технологий.
  5. По предложениям федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на 2 срока. Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее чем за 9 (девять) месяцев до окончания срока их действия.

Государственные нормативные требования охраны труда и техническое регулирование

Одной из важнейших функций государственных нормативных требований охраны труда является их использование для регулирования социально-трудовых отношений.

Техническое регулирование характеристик и параметров безопасности продукции и производственных процессов, в соответствии с За­коном о техническом регулировании, осуществляется техническими регламентами. Названный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением требований в области охраны труда, но регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением требований к продукции или к продукции и связанным с требованием к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,

С момента вступления в силу Закона о техническом регулировании решается проблема гармонизации российских норм с международными нормами и нормами Европейского союза. В настоящее время из 400 запланированных к разработке технических регламентов введены в действие несколько десятков, в том числе:

  • «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принят Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регу­лирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
  • «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» принят Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение, приобретателей, обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.
  • «Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011)» принят решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878 с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к средствам индивидуальной защиты, обеспечения свободного перемещения средств индивидуальной защиты, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, а также в целях обеспечения на территории Таможенного союза защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
  • «Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» принят постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 в целях защиты жизни и (или) здоровья граждан, имущества, физических и (или) юридических лиц, государственного и (или) муниципального имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также для обеспечения энергетической эффективности.

Кроме указанных выше принят и ряд других технических регламентов.

Государственные нормативные требования охраны труда

Государством устанавливаются нормативные стандарты безопасности труда и требования охраны труда. Такие требования должны быть учтены работодателем при разработке в своей компании соответствующих инструкций и правил.

Общие требования охраны труда

Руководство компании обязано обеспечить своим сотрудникам охрану их труда и безопасные условия для работы.

Конкретные обязанности работодателя по соответствующему направлению

Работодатель обязан обеспечить:

Основные требования
Направление
Обеспечение безопасных условий труда— безопасность при эксплуатации оборудования, зданий и используемых в процессе работы материалов и инструментов;
— применение средств защиты, прошедших декларирование соответствия или сертификацию;
— соответствующие условия на каждом рабочем месте;
— выдачу средств индивидуальной защиты, обезвреживающих средств сотрудникам, которые работают в грязных условиях, при некомфортных температурных условиях или в небезопасных условиях;
— проведение спецоценки условий работы;
Контроль за соблюдением норм охраны труда— организацию системы управления и контроля за соблюдением и состоянием условий труда;
Соблюдение прав работников в сфере охраны труда— режим отдыха и труда сотрудников по трудовому законодательству;
— информирование всех сотрудников о возможном риске для здоровья, причитающихся им компенсациях и гарантиях;
— оказание пострадавшим на рабочем месте сотрудникам первой помощи, принятие мер по сохранению здоровья и жизни коллег;
— принятие мер по недопущению аварий на производстве;
— медицинское обеспечение и санитарно-бытовое обслуживание;
— доставку сотрудника в медучреждение, если он заболел на рабочем месте;
— оказание работникам неотложной медицинской помощи (при такой необходимости);
— ознакомление всего штата с действующими в компании требованиями;
— обязательное соцстрахование сотрудников от профзаболеваний и несчастных случаев;
— учёт и расследование профзаболеваний и несчастных случаев;
Обучение и инструктаж по охране труда— обучение безопасным приёмам и методам выполнения работ;
— обучение оказанию первой помощи тем, кто пострадал на работе;
— проведение инструктажа;
— проведение стажировки;
— проверку полученных знаний;
— недопущение к труду сотрудников, которые не прошли инструктаж и обучение;
Медицинские осмотры— в предусмотренных законом случаях организацию за свой счёт прохождения обязательных медосмотров;
— недопущение к труду лиц без прохождения обязательных психиатрических освидетельствований, обязательных медосмотров и если установлено наличие медицинских противопоказаний;
Госконтроль по условиям безопасности и охраны труда— предоставление госорганам, осуществляющим контроль (надзор) в этой сфере, информации и документов, необходимых для реализации этими органами своих полномочий;
— беспрепятственный допуск госпроверяющих и представителей общественного контроля при проведении ими проверок;
— рассмотрение представлений и выполнение предписаний в установленные законами сроки;
Разработка нормативных правовых актов по охране труда— наличие документов, включающих в себя все установленные требования;
— разработку и утверждение правил и инструкций (при их составлении нужно учитывать мнение профсоюзной организации).

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в:

  • федеральных законах и нормативных правовых актах РФ;
  • законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ.

Такие требования направлены на сохранение здоровья и жизни сотрудников. Они регламентируют критерии, процедуры, правила и нормативы по охране труда.

Эти требования обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их вида деятельности, в том числе:

  • при строительстве, проектировании, эксплуатации и реконструкции объектов;
  • разработке технологических процессов;
  • конструировании механизмов, машин и иного оборудования;
  • организации труда и производства.

Подробно разработка, изменение и утверждение нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, регламентированы Положением, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160.

Требования охраны труда перед началом работы

Для некоторых видов производств и работ утверждены инструкции, в которых подробно регламентированы требования, которые должны быть соблюдены работниками перед началом работ. Например, разработана подробная Инструкция, что должен выполнить слесарь перед тем, как приступить к ремонту электропоездов (ИОТ РЖД-4100612-ЦДМВ-13-2013 ). Также действует Инструкция, в которой прописаны обязательные условия, которые должны быть выполнены перед работами на высоте (ИОТ РЖД-4100612-ДЖВ-023-2013 ).

В каждой компании разрабатываются и утверждаются свои правила. Такие правила составляются с учётом специфики деятельности конкретной организации.

Оцените статью
Добавить комментарий