Действия при крушении поезда

Содержание статьи

Безопасность при движении в железнодорожном транспорте

В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека. Наши рекомендации помогут вам их избежать.

Основные профилактические правила

С точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде – центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки.
Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители. Соблюдайте следующие правила:

  • при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;
  • тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;
  • не срывайте без крайней необходимости стоп-кран;
  • запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация;
  • курите только в установленных местах;
  • не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;
  • не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;
  • при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

Правила поведения при аварии на железной дороге

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

Как действовать при железнодорожной аварии

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряжёнными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна – аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла.

В случае обнаружения в поезде задымления или возгорания немедленно сообщите об этом проводнику и выполняйте его указания. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если это невозможно – идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для органов дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов, выделяет токсичный газ, опасный для жизни .

Оказавшись снаружи, по возможности включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может составить от двух метров на сухой земле до 30 метров – на влажной.

Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, так как возможен пожар и взрыв.

Об основных правилах поведения в общественном наземном транспорте, а также, как вести себя при аварии, читайте в наших рекомендациях.

Защита в чрезвычайных ситуациях

Аварии на железнодорожном транспорте, их основные причины и последствия. Правила безопасного поведения при пользовании ж/д транспортом. Действия пассажиров при крушении поезда.

Железные дороги являются ведущим видом транспорта в России. Железнодорожный транспорт, выполняющий огромные объемы перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных и особо опасных, относится к отраслям народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются:

  • неисправности железнодорожного пути;
  • неисправности вагонов и локомотива;
  • неисправности средств сигнализации;
  • ошибки диспетчеров и работников железной дороги;
  • невнимательность и халатность машинистов;
  • сход вагонов с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах;
  • пожары и взрывы непосредственно в вагонах.

Последствия аварий и катастроф на железнодорожном транспорте:

  • взрывы опасных грузов, приводящие к разрушению пути, вагонов, локомотивов, сооружений, зданий депо;
  • пожары подвижного состава, станционных построек и других сооружений;
  • разлив или выброс в атмосферу агрессивных и ядовитых веществ;
  • травмы и гибель железнодорожных работников и пассажиров от огня, взрывов, ядовитых жидкостей и газов;
  • значительный материальный ущерб железнодорожному хозяйству, уничтожение перевозимых грузов.

Правила поведения в железнодорожном транспорте

1. При движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон.

2. Тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках, при необходимости закрепляйте багаж так, чтобы при резком торможении он не упал на вас или других пассажиров.

3. Не срывайте без крайней необходимости стоп-кран. Запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где трудно эвакуироваться.

4. Не возите с собой горючие, химические и взрывоопасные вещества.

Читайте также:  Беспроводной видеоглазок для входной двери

5. Не включайте в электросеть вагона бытовые приборы.

6. Документы и деньги в пути лучше держать всегда при себе.

7. При запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

8. При реальной угрозе немедленно покидайте вагон через тамбурные двери и аварийные выходы. В крайнем случае, выбивайте подручными предметами оконные стекла.

9. При аварийных ситуациях не берите с собой чемоданы и сумки. Жизнь не стоит находящихся в них вещей.

Действия пассажиров при крушении поезда

1. В момент аварии нельзя выпрыгивать из поезда до его полной остановки.

2. При экстренном торможении:

  • постарайтесь схватиться за поручни или выступающие детали полок;
  • упритесь ногами в стол, противоположное сидение;
  • лягте на пол;
  • в момент падения постарайтесь сгруппироваться, защитите голову руками.

3. В случая крушения нужно упасть на пол, схватившись за ножку откидного столика. Голову лучше спрятать под столиком — это спасёт от посыпавшихся с полок вещей. Лечь нужно лицом на пол, закрыв шею руками.

4. Пассажиров, места которых расположены против движения поезда, при аварийном торможении по инерции отбрасывает на спинку сидения. Они не успеют сгруппироваться на полу, в таком случае им лучше остаться на своём месте, согнуться и прикрыть шею и голову руками во избежание травм.

5. На боковых полках лучше лежать ногами в сторону движения. Тогда при резком торможении или столкновении вы упрётесь в перегородку ногами, а не головой, и избежите травмы шейных позвонков. Если вы находитесь в проходе вагона, нужно лечь на пол по направлению движения поезда. Голову и шею следует закрыть руками, а ноги согнуть в коленях.

6. После полной остановки поезда нужно выбраться из вагона как можно быстрее. Если дверь купе заклинило, разбейте окно с помощью подручных средств. Очистив проём от стекла, выбирайтесь из вагона, предварительно убедившись, что по соседним рельсам не идёт ещё один поезд.

7. Оказавшись на земле, передвигайтесь маленькими шажками. В результате аварии возможно повреждение токонесущего провода, поэтому в радиусе 30 метров вокруг источника тока может образоваться «шаговое напряжение». При попадании в такую область возможны непроизвольные судорожные сокращения мышц. Покинуть эту область необходимо либо гусиным шагом (шаги должны быть короче 60–70 см), либо прыжками.

8. Отойдите от поезда на безопасное расстояние. В случае разлива топлива возможен пожар и взрыв.

Правила поведения пассажира при аварии на железнодорожном транспорте

Железнодорожная авария опасное происшествие на железной дороге, приведшее к повреждению одной или нескольких единиц подвижного состава до степени капитального ремонта и (или) гибели одного или нескольких человек, причинению пострадавшим телесных повреждений разной тяжести, либо к полному перерыву движения на аварийном участке, превышающему нормативное время.

Порядок действий пассажира

при крушении поезда:

По возможности, немедленно отойдите от окон и дверей,

ухватитесь за неподвижные части вагона и упритесь во что-нибудь ногами.

После остановки состава, вагон покидайте через выходы или окна.

В первую очередь эвакуируйте пострадавших и детей.

При наличии навыков, окажите первую медицинскую помощь пострадавшим.

при эвакуации из движущегося поезда:

Наденьте как можно больше одежды.

Прыгайте по ходу движения, обращая внимание на встречные препятствия (столбы, вехи, переключатели стрелок).

Приземляйтесь на соединенные вместе полусогнутые ноги.

Кувырками и перекатами погасите скорость падения.

ВЫПРЫГИВАЙТЕ ИЗ ДВИЖУЩЕГОСЯ ПОЕЗДА ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ПРЯМОЙ ОПАСНОСТИ

при пожаре в поезде:

при возникновении пожара

Сообщите проводнику вагона.

Разбудите спящих пассажиров.

Эвакуируйтесь в передние вагоны; если это невозможно, уходите в задние вагоны, плотно закрывая двери.

если вас огнем отрезало от выходов

Зайдите в купе или туалет.

Плотно закройте за собой дверь и откройте окно.

Ожидайте помощь, подавая сигналы голосом и стуком.

если потушить огонь невозможно

Остановите поезд стоп-краном.

Откройте двери, выбейте окна подручными средствами.

Помогите эвакуироваться детям и пострадавшим.

Действуйте в соответствии с указаниями пожарных и должностных лиц поездной бригады.

Правила поведения

· двигаясь вдоль железнодорожных путей, не подходите к крайнему рельсу ближе, чем на 5 м;

· не поднимайтесь на опоры, по которым подается электроэнергия, не прикасайтесь к лежащим проводам;

· переходите железнодорожные пути только в установленных местах;

· перед переходом путей убедитесь в отсутствии движущегося поезда;

· на железнодорожном переезде пути переходите только при открытом шлагбауме и если позволяют световая и звуковая сигнализации;

· не устраивайте на платформе (перроне) подвижные игры;

· не бегите рядом с движущимися вагоном;

· не находитесь ближе 2м к краю платформы во время прохождения поезда;

· подходите к вагону только после полной остановки поезда;

· садиться и выходить из вагона следует только со стороны платформы или перрона;

· не подлезайте под стоящие вагоны, не пролезайте через автосцепки.

В вагоне поезда:

· во время движения не открывайте наружные двери тамбура, не стойте на подножках и переходных площадках, не высовывайтесь из вагонов;

· во время остановок поезда на перегонах не выходите из вагона;

· во избежании травм двери в купейных вагонах фиксируйте при чрезвычайной ситуации;

· не загромождайте двери в купе;

· не оставляйте на столике стеклянную посуду и бутылки: при резком торможении вас могут поранить осколки.

· перевозить взрывоопасные предметы, токсичные и легковоспламеняющиеся вещества;

· пользоваться электробытовыми приборами (кроме электробритв);

· курить, зажигать спички и свечи в неустановленных местах;

· размещать громоздкие вещи на верхних полках без надежного крепления.

ГУ МЧС России по Республике Карелия………………………..…

Помощник оперативного дежурного ГУ МЧС России по Республике Карелии…………………………..

Дежурная часть

Дежурная часть ГУВД…….….02

Скорая помощь………………. …….03

Главное управление МЧС России

по Республике Карелия

Отдел пропаганды и связей с общественностью

Правила поведения пассажира при аварии на железнодорожном транспорте

Действия при аварии на железнодорожном транспорте и правила поведения в поездах

Железнодорожный транспорт является наиболее популярным, и по сравнению с другими видами транспорта наименее опасным. Его популярность объяснима. Способен обеспечивать массовые перевозки людей и доставку грузов в любое время суток, при любой погоде и при этом транспортировка от пункта А до пункта Б имеет небольшую себестоимость.

Читайте также:  Антирадар принцип действия

Кроме того, железнодорожный транспорт постоянно совершенствуется. Появляются скоростные поезда, позволяющие преодолевать большие расстояние максимально быстро и комфортно. Однако они относятся к общественному виду транспорта, которые обладают повышенной опасностью из-за массового людского потока.

Аварии на железнодорожном транспорте крайне редки, но иметь представление о том, как себя следует вести в таких катастрофах необходимо.

Что может стать причиной аварии на железной дороге

Передвижение поезда осуществляется по рельсовым путям с использованием локомотивной тяги. Главным недостатком этого транспорта, который может стать причиной для аварии является привязка его к проложенному полотну.

Небольшая неисправность, любой посторонний предмет на ней приведет к тому, что поезд сойдет с рельсов. При этом, учитывая скорость движения состава, не произойдет моментальной остановки.

Часто авария может быть спровоцирована возгоранием, которое способно возникнуть от любой искры из печей, котлов отопления, локомотивов или теплушек. Столкновения составов у поезда возникают и из-за оплошности или рассеянности диспетчеров, машинистов.

В редких случаях причины аварий на железнодорожном транспорте могут заключаться и в таких стихийных явлениях природы, как ураганы, смерчи, землетрясения, завалы, камнепады. Густой туман, ливни ухудшают видимость, что в соединении с человеческим фактором приводят к катастрофе.

При столкновениях или сходе поезда с рельсов сопровождается резкой остановкой и движением по инерции. В результате вагоны переверчиваются, в них возникают пожары и взрывы, травмируется корпус.

Самые негативные последствия аварий на железнодорожном транспорте возникают при перевозке опасных грузов: емкостей с химическими иили радиоактивными веществами, взрывоопасных орудий, топлива. Эти аварии сопряжены с опасностью заражения и отравления большой зоны местности, нанесения значительного вреда экосистеме. Устранить их бывает крайне сложно без последствий, которые дадут о себе знать спустя время.

Для предотвращения катастроф на железной дороге необходимо осуществлять проверку и плановый тщательный осмотр не только подвижного состава, но и вспомогательных устройств, включая противопожарное оборудование и средства защиты. Особую осторожность необходимо соблюдать в тепловозах, электровозах.

Действия при катастрофе или крушении на железнодорожном транспорте

Обычно экстренное торможение происходит внезапно. Если есть возможность, наименее травмоопасным местом будет сидя на полу. Если вы стоите, то обязательно найдите себе какую-то опору. Упритесь ногами стену или сиденье, руками держитесь за поручень. Мышцы следует напрячь, чтобы избежать повреждения костного аппарата.

Толчков может быть несколько, поэтому не расслабляйтесь, пока не поймете, что движение поезда окончательно прекратилось. Держитесь дальше от окон во время аварии, так как можно получить ранение от осколков.

При покупке билетов, следует знать, что больше всего повреждаются крайние вагоны, в центре – риск получить сильные повреждения минимален. В каждом вагоне имеются аварийные окна. Следует незамедлительно ими воспользоваться, после остановки поезда, так как есть большая вероятность пожара.

Покидая вагон, берите с собой только самое необходимое: документы, деньги. Не ищите свой багаж, он не стоит вашей жизни. Выходите только на полевую сторону, чтобы избежать попадания под идущий по другому пути поезд.

Самая опасная ситуация, в которой вы можете оказаться при возникновении аварии на железнодорожном транспорте – это пожар. От открытого огня следует уходить в другие вагоны, закрывая плотно за собой двери. Большой ошибкой станет открытие окон. Это только усилит возгорание. Токсичный газ – малминит, который выделяется при плавлении вагонов, является опасным для жизни. Не вдыхайте его. Закройте нос и рот любой влажной тканью или предметом одежды.

При движении вагон состава может полностью выгореть в течение получаса. В таком случае эвакуация должна проходить очень быстро и четко. Оказавшись в безопасном месте, начинайте помогать другим пассажирам. Не поддавайтесь паническим настроениям. Выполняйте инструкции проводников и других сотрудников поезда.

Покинув поврежденный поезд, следует отойти от него на длительное расстояние. Если есть задымление и пожар, то впоследствии возможен взрыв. Обеспечить себе защиту при аварии на железнодорожном транспорте от оборванного электропровода можно, если передвигаться маленькими прыжками. Действуя подобным образом, вы сможете избежать попадания под воздействие шагового напряжения. Обычно оно может распространяться до 30 м на влажной земле.

В тех ситуациях, когда двери и аварийные выходы оказались заблокированы камнями, водой, селями, то следует сохранять спокойствие и дать знать о своем местонахождении стуком. Спасательные бригады обязательно придут на помощь ко всем пострадавшим.

Правильные действия проводника в случаи экстренной ситуации

При обнаружении каких-либо признаков внештатной ситуации (дым, запах гари, искрение, перегрев оборудования) на стоянке или во время движение поезда проводник в первую очередь должен действовать по следующей схеме:

  • Обесточить электрооборудование
  • Доложить о возникшей ситуации начальнику железнодорожного транспорта либо главному электромеханику
  • Действовать далее в соответствии с их указаниями

Проводники, находящиеся в соседних вагонах, услышав сигнал тревоги, должны незамедлительно подойти к месту возникновения внештатной ситуации. Им следует включиться в оказании необходимой помощи пострадавшим пассажирам, оказывать действия по предупреждению новых несчастных случаев и помогать в устранении аварии и ее последствий.

В случаи возгорания проводник сообщает о ситуации начальнику, затем приступает к эвакуации людей. Помимо этого он организует сохранность служебной документации и материальных ценностей. При ликвидации пожара необходимо использовать подручные или имеющиеся в вагоне средства пожаротушения.

Как правильно должна быть организованна работа проводников в ситуации возникновения пожара во время движения поезда?

Инструкция ОАД РЖД 959Р от 24.05.2007 содержит следующий порядок действий:

  1. Дежурный сотрудник связывается со своим напарником
  2. Воспользовавшись стоп-краном осуществляет аварийную остановку транспорта. Исключением для остановки являются: тоннель, мост, путепровод, акведук. В этих местах будет затруднительно быстро эвакуировать пассажиров и организовать тушение пожара.
  3. По служебной внутренней связи проводник сообщает о ситуации начальнику илибо дежурному механику, также следует известить машиниста.
  4. Объявить пассажирам об эвакуации. Днем следует обесточить вагон полностью, а ночью оставить только аварийное освещение. Открыть все двери в тамбуре и зафиксировать их.
  5. При наличии аварийных окон – открыть их. Если возможность спасения людей через двери тамбура отсутствует, то необходимо разбить окна за очагом возгорания.
  6. Огонь в вагоне всегда распространяется в противоположном движению поезда направлении. Это необходимо обязательно учитывать, организуя эвакуацию пассажиров.
  7. Высадка осуществляется на полевую сторону
  8. Одновременно с эвакуацией должно осуществляться тушение огня. Чтобы не задохнуться следует воспользоваться изолирующими комплектами самоспасателя (СПИ-20) или СИЗОД (средства защиты органов дыхания). Обязательно следует знать и соблюдать указанное время защитного действия и температуру воздействия на комплекты. Такая информация имеется в паспорте к изделию.
  9. Во время тушения огня все торцевые двери тамбуров в соседних вагонах необходимо закрыть.
Читайте также:  Действия при взрыве в помещении

Ликвидацию пожара можно осуществлять любыми подручными средствами. Если используется песок, то защищайте от него глаза. Для этого лопату не поднимайте слишком высоко. Используя противопожарное полотно (кошму), накрывайте им огонь полностью.

При возгорании одежды на человеке необходимо незамедлительно сбить его, но не голыми руками. Если нет возможности быстро сбросить или сорвать загоревшую часть одежды, то набросьте на пострадавшего любую плотную ткань (брезент, одеяло). Это перекроет доступ кислорода, и огонь погаснет.

При использовании порошковых или углекислотных огнетушителей проводник должен направлять струю пены в противоположную сторону от нахождения людей. При попадании на кожу тушащего состава удалите его любой тканью, а затем промойте тщательно водой.

Такие виды огнетушителей следует использовать при возгорании электрооборудования с рабочим напряжением до 1000 В. Нельзя подносить его к открытому огню ближе, чем на 1 м, а также держаться за раструб.

После снятия напряжения и заземления контактной сети, а также при получении соответствующего разрешения электромеханика можно использовать для тушения воду либо огнетушители на основе пены. Если напряжение снять невозможно, то рядом расположенные с электрооборудованием горящие предметы следует тушить на расстоянии более 7 м. любыми средствами пожаротушения. Однако необходимо контролировать расстояние между струей и частями, находящимися под напряжением. Оно не должно быть меньше 2 м.

Правила поведения при пользовании железнодорожным транспортом

Обезопасить себя можно и заблаговременно, если соблюдать установленные правила поведения во время поездки на поезде.

К ним относятся:

  • При выборе мест отдавайте предпочтение нижним полкам, которые находятся ближе к выходу или аварийным выходам и расположены в центральных вагонах.
  • Во время движения не стойте на подожках
  • Не высовывайте в окна голову или руки
  • Лучше заранее уточнить место нахождения огнетушителей и мест аварийного выхода.
  • Без крайней необходимости не прибегайте к стоп-крану. Помните, что резкое торможение способно привести к травмированию многих пассажиров и сходу поезда с рельсов.
  • Двери в купе фиксируйте, иначе при остановке они придут в движении и могут травмировать человека.
  • Тяжелые вещи, особенно с хрупкими предметами не кладите на верхние полки.
  • Запрещено брать в качестве ручной клади, а также сдавать в багажное отделение взрывоопасные иили легковоспламеняющиеся жидкости.

Придерживайтесь в поездке при общении элементарных правил вежливости. Не употребляйте алкоголь и наркотические вещества, следите за своими ценными вещами.