СНИП гаражи и стоянки

Содержание статьи

Статья 72. Противопожарные расстояния от гаражей и открытых стоянок автотранспорта до граничащих с ними объектов защиты

Статья 72. Противопожарные расстояния от гаражей и открытых стоянок автотранспорта до граничащих с ними объектов защиты

1-4. В комментируемой статье установлены требования к противопожарным расстояниям от гаражей и открытых стоянок автотранспорта до граничащих с ними объектов защиты. Ранее подобные требования предусматривались в п. 6.39 СНиП 2.07.01-89* “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений”, согласно которому расстояния от наземных и наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей, и станций технического обслуживания до жилых домов и общественных зданий, а также до участков школ, детских яслей-садов и лечебных учреждений стационарного типа, размещаемых на селитебных территориях, следует принимать не менее приведенных в таблице, содержащейся в данном пункте. Эта таблица, но с определенными изменениями, воспроизведена в таблице 16 приложения к комментируемому Закону (см. комментарий к табл. 16), к которой и отсылает положение ч. 1 комментируемой статьи.

В положения ч. 2-4 комментируемой статьи вошли следующие примечания с 1 по 3 к указанной таблице, содержащейся в п. 6.39 СНиП 2.07.01-89*:

расстояния следует определять от окон жилых и общественных зданий и от границ земельных участков общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений со стационаром до стен гаража или границ открытой стоянки (прим. 1);

расстояния от секционных жилых домов до открытых площадок вместимостью 101-300 машин, размещаемых вдоль продольных фасадов, следует принимать не менее 50 м (прим. 2);

для гаражей I-II степеней огнестойкости указанные в таблице расстояния допускается сокращать на 25% при отсутствии в гаражах открывающихся окон, а также въездов, ориентированных в сторону жилых и общественных зданий (прим. 3).

В то же время в комментируемую статью не вошли следующие примечания с 4 по 6 к указанной таблице:

гаражи и открытые стоянки для хранения легковых автомобилей вместимостью более 300 машино-мест и станции технического обслуживания при числе постов более 30 следует размещать вне жилых районов на производственной территории на расстоянии не менее 50 м от жилых домов. Расстояния определяются по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (прим. 4);

для гаражей вместимостью более 10 машин указанные в таблице расстояния допускается принимать по интерполяции (прим. 5);

в одноэтажных гаражах боксового типа, принадлежащих гражданам, допускается устройство погребов (прим. 6).

Пособие к СНиП 21-02-99. Стоянки автомобилей.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата введения 2000-07-01

1 РАЗРАБОТАНЫ Государственным предприятием «Центр методологии, нормирования и стандартизации в строительстве» Госстроя России с участием ЦНИИСК им. Кучеренко (ГНЦ «Строительство»), ВНИИПО МВД России и Гипроавтотранса

2 ВНЕСЕНЫ Управлением технормирования Госстроя России

3 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 1 июля 2000 г. постановлением Госстроя России от 19 ноября 1999 г. № 64

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие нормы и правила распространяются на здания, сооружения и помещения для стоянки (хранения) автомобилей независимо от форм собственности и устанавливают основные положения и требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, а также к инженерному оборудованию таких зданий и их размещению на территории поселений.

Нормы не распространяются на здания, сооружения и помещения для стоянки (хранения) автомобилей, предназначенных для перевозки взрывчатых, ядовитых, инфицирующих и радиоактивных веществ.

В настоящих нормах применяются основные положения и общие принципы, установленные СНиП 21-01.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих строительных нормах и правилах использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

НПБ 104-95 Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях

НПБ 105-95 Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности

НПБ 110-99 Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией

НПБ 250-97 Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования

ППБ 01-93* Правила пожарной безопасности в Российской федерации

ОНТП 01-91 Росавтотранса. Общие нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта

ГН 2.2.4/2.1.8.562-96 Минздрава России. Допустимые уровни шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки

РД-3112199-98 Минтранса России. Требования пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства на компримированном (сжатом) природном газе.

3.1 Стоянка для автомобилей (далее — автостоянка) — здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные только для хранения (стоянки) автомобилей.

3.2 Надземная автостоянка закрытого типа — автостоянка с наружными стеновыми ограждениями.

3.3 Автостоянка открытого типа — автостоянка без наружных стеновых ограждений. Автостоянкой открытого типа считается также такое сооружение, которое открыто, по крайней мере, с двух противоположных сторон наибольшей протяженности. Сторона считается открытой, если общая площадь отверстий, распределенных по стороне, составляет не менее 50 % наружной поверхности этой стороны в каждом ярусе (этаже).

3.4 Автостоянки с пандусами (рампами) — автостоянки, которые используют ряд постоянно повышающихся (понижающихся) полов или ряд соединительных пандусов между полами, которые позволяют автомашине на своей тяге перемещаться от и на уровень земли.

3.5 Механизированная автостоянка — автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места (ячейки) хранения осуществляется специальными механизированными устройствами (без участия водителей).

4 РАЗМЕЩЕНИЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

4.1 Размещение автостоянок на территории городских и сельских поселений, размеры их земельных участков и расстояния до других зданий и сооружений следует предусматривать с учетом требований СНиП 2.07.01 и СНиП II-89.

4.2 Автостоянки могут размещаться (с учетом требований настоящих норм) ниже и/или выше уровня земли, состоять из подземной и надземной частей (подземных и надземных этажей, в том числе с использованием кровли этих зданий), пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располагаться под этими зданиями в подземных, подвальных, цокольных или в нижних надземных этажах, а также размещаться на специально оборудованной открытой площадке на уровне земли.

К подземным этажам автостоянок следует относить этажи при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.

Подземные автостоянки допускается размещать также на незастроенной территории (под проездами, улицами, площадями, скверами, газонами и др.).

4.3 Автостоянки допускается размещать в пристройках к зданиям другого функционального назначения, за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности (по СНиП 21-01) Ф1.1, Ф4.1, а также Ф5 категорий А и Б (по НПБ 105).

4.4 Автостоянки допускается встраивать в здания другого функционального назначения I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1, за исключением зданий классов Ф1.1, Ф4.1, Ф5 категорий А и Б. В здания класса Ф1.4 автостоянки допускается встраивать независимо от их степени огнестойкости. В здания класса Ф1.3 допускается встраивать автостоянки легковых автомобилей только с постоянно закрепленными местами для индивидуальных владельцев (без устройства обособленных боксов).

Под зданиями класса Ф1.1, Ф4.1 располагать автостоянки не допускается.

4.5 Автостоянки закрытого типа для автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе, встраивать в здания иного назначения и пристраивать к ним, а также располагать ниже уровня земли не допускается.

Читайте также:  Является ли ГОСТ нормативно правовым актом

4.6 Противопожарные расстояния от открытых площадок (в том числе с навесом) для хранения автомобилей до зданий и сооружений предприятий (по обслуживанию автомобилей, промышленных, сельскохозяйственных и др.) должны приниматься:

а) до производственных зданий и сооружений:

I, II и III степеней огнестойкости класса С0 со стороны стен без проемов — не нормируется;

то же, со стороны стен с проемами — не менее 9 м;

IV степени огнестойкости класса С0 и С1 со стороны стен без проемов — не менее 6 м;

то же, со стороны стен с проемами — не менее 12м;

других степеней огнестойкости и классов пожарной опасности — не менее 15 м;

б) до административных и бытовых зданий предприятий:

I, II и III степеней огнестойкости класса С0 — не менее 9 м;

других степеней огнестойкости и классов пожарной опасности — не менее 15м.

Расстояние от площадок для хранения автомобилей до зданий и сооружений I и II степеней огнестойкости класса С0 на территории станций технического обслуживания легковых автомобилей с количеством постов не более 15 со стороны стен с проемами не нормируется.

4.7 Хранение автомобилей для перевозки горюче-смазочных материалов (ГСМ) следует, как правило, предусматривать на открытых площадках или в отдельно стоящих одноэтажных зданиях не ниже II степени огнестойкости класса С0. Допускается такие автостоянки пристраивать к глухим противопожарным стенам 1-го или 2-го типа производственных зданий I и II степеней огнестойкости класса С0 (кроме зданий категорий А и Б) при условии хранения на автостоянке автомобилей общей вместимостью перевозимых ГСМ не более 30 м 3 .

На открытых площадках хранение автомобилей для перевозки ГСМ следует предусматривать группами в количестве не более 50 автомобилей и общей вместимостью указанных материалов не более 600 м 3 . Расстояние между такими группами, а также до площадок для хранения других автомобилей должно быть не менее 12м.

Расстояние от площадок хранения автомобилей для перевозки ГСМ до зданий и сооружений предприятия следует принимать по СНиП II-89 применительно к складам ЛВЖ, а до административных и бытовых зданий этого предприятия — не менее 50 м.

5 ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

5.1 Надземные автостоянки могут предусматриваться высотой не более 9 этажей, подземные— не более 5 подземных этажей.

5.2 Парковка автомобилей может осуществляться:

с участием водителей — по пандусам (рампам) или с использованием грузовых лифтов;

без участия водителей — механизированными устройствами.

5.3 В зданиях автостоянок допускается предусматривать: служебные помещения для обслуживающего и дежурного персонала (контрольные и кассовые пункты, диспетчерская, охрана), технического назначения (для инженерного оборудования), санитарные узлы, кладовую для багажа клиентов, помещения для инвалидов, а также общественные телефоны и устройство лифтов для людей. Их необходимость, состав и площади определяются проектом в зависимости от размеров автостоянки и особенностей ее эксплуатации.

Размеры кабины одного из пассажирских лифтов должны обеспечивать транспортировку инвалидов, пользующихся креслами-колясками.

5.4 Категории помещений и зданий для хранения автомобилей по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с требованиями НПБ 105.

Помещения для хранения легковых автомобилей допускается относить к категориям В1— В4, здания автостоянок легковых автомобилей — к категории В (за исключением автомобилей с двигателями, работающими на сжатом или сжиженном газе).

5.5 Автостоянки, пристраиваемые к зданиям другого назначения, должны быть отделены от этих зданий противопожарными стенами 1-го типа.

Автостоянки, встроенные в здания другого назначения, должны иметь степень огнестойкости не менее степени огнестойкости здания, в которое они встраиваются, и отделяться от помещений (этажей) этих зданий противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.

В зданиях класса Ф1.3 встроенную автостоянку допускается отделять противопожарным перекрытием 2-го типа, при этом жилые этажи должны быть отделены от автостоянки нежилым этажом (например, техническим).

В зданиях класса Ф1.4 выделение противопожарными преградами встроенной (пристроенной) автостоянки, вмещающей одну легковую автомашину владельца дома, не регламентируется.

Над проемами встроенных в здания другого назначения или пристроенных к ним автостоянок следует предусматривать козырьки из негорючих материалов шириной не менее 1 м с условием обеспечения расстояния от края козырька до низа оконных проемов зданий другого назначения не менее 4 м или противопожарное заполнение указанных проемов (кроме зданий Ф1.4).

5.6 При необходимости устройства в составе автостоянки (по заданию на проектирование) помещений для сервисного обслуживания автомобилей (постов ТО и ТР, диагностирования и регулировочных работ, мойки и т.п.) следует предусматривать для этих целей отдельное здание, помещение или группу помещений. Такие помещения могут предусматриваться в автостоянках (за исключением автостоянок открытого типа и встроенных в жилые здания) и должны быть отделены от автостоянки противопожарными стенами 2-го типа и перекрытиями 3-го типа. Входы и въезды в эти помещения должны быть изолированы от входов и въездов в автостоянку.

Состав и площади помещений, предусматриваемых для выполнения отдельных видов или групп работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей, определяются технологическими требованиями проведения соответствующих видов работ с учетом требований ОНТП 01.

5.7 В помещениях зданий, в которые встроены автостоянки, должен быть обеспечен уровень шума в соответствии с гигиеническими нормативами Минздрава России (ГН 2.2.4/2.1.8.562).

5.8 В автостоянках, встроенных в здания другого назначения, не допускается предусматривать общие обычные лестничные клетки и общие лифтовые шахты. Для обеспечения функциональной связи автостоянки и здания другого назначения выходы из лифтовых шахт и лестничных клеток автостоянки, как правило, следует предусматривать в вестибюль основного входа указанного здания с устройством на этажах автостоянки тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. При необходимости сообщения автостоянки со всеми этажами здания другого назначения следует предусматривать противодымную защиту лифтовых шахт и лестничных клеток в соответствии с 6.17.

Сообщение помещений для хранения автомобилей на этаже с помещениями другого назначения (кроме указанных в 5.3) или смежного пожарного отсека допускается через тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре и устройством дренчерной завесы над проемом со стороны автостоянки.

5.9 Размещение торговых помещений, лотков, киосков, ларьков и т.п. непосредственно в помещениях хранения автомобилей не допускается.

5.10 В многоэтажных зданиях автостоянок для перемещения автомобилей следует предусматривать рампы (пандусы), наклонные междуэтажные перекрытия или специальные лифты (механизированные устройства).

При использовании конструкций, имеющих непрерывный спиральный пол, каждый полный виток следует рассматривать как ярус (этаж).

Для многоэтажных автостоянок с полуэтажами общее число этажей определяется как число полуэтажей, деленное на два, площадь этажа определяется как сумма двух смежных полуэтажей.

5.11 Число рамп и соответственно количество необходимых выездов и въездов в автостоянках определяются в зависимости от количества автомобилей, расположенных на всех этажах, кроме первого (для подземных стоянок — на всех этажах) с учетом режима использования автостоянки, расчетной интенсивности движения и планировочных решений по его организации.

Как правило, тип и число рамп могут приниматься при количестве автомобилей:

до 100 — одна однопутная рампа с применением соответствующей сигнализации;

до 1000 — одна двухпутная рампа или две однопутные рампы;

свыше 1000 — две двухпутные рампы. Въезд (выезд) из подземных и надземных этажей автостоянки через зону хранения автомобилей на первом или цокольном этажах не допускается.

5.12 В автостоянках закрытого типа общие для всех этажей рампы должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей противопожарными преградами, воротами и (или) тамбур-шлюзами с подпором воздуха при пожаре согласно таблице 1.

Предел огнестойкости ограждающих конструкций рампы (противопожар-ных преград), мин, не менее

Требования по необходимости устройства тамбур-шлюза

Гараж: СНиП 21-02-99 в актуализированной редакции СП 113.13330.2012 – краткий обзор документа

Многих читателей интересует, какие существуют СНиПы по строительству гаража. Эти строения, как и все виды открытых площадок и помещений внутри зданий, предназначенных для хранения авто- и мото- транспортных средств, объединяют одним термином «стоянки». К ним не относят только те гаражи, в которых осуществляется исключительно техобслуживание и ремонт автомобилей, а так же хранение транспорта специализированного назначения.

Проектирование стоянок осуществляется согласно свода правил (СП) 113.13330 от 2012г, который является актуализированной редакцией СНиП 21.02 от 1999г. С помощью представленного в данной статье видео, мы рассмотрим основные требования и нормативы этого документа.

Читайте также:  Высота мансардного этажа СНИП

Что такое стоянка и какие есть варианты

Согласно СНиП, гараж – это не только здание, но и любое другое сооружение, в котором хранят и осуществляют текущее обстлуживание автотранспортных средств.

  1. Отдельным строением;

Согласно СНиП, автостоянки и гаражи делятся на:

  • Закрытые стоянки, имеющие наружные ограждающие конструкции;
  • Механизированные сооружения, на которых автомобиль устанавливается на место не водителем, а устройством;
  • Стоянки, в которых половина и более площади ограждений составляют проёмы;
  • Полузаглублённые (обвалованные) стоянки;
  • Понтонного типа (плавучее сооружение);
  • Плоскостные – открытые площадки без фундамента;
  • Подземный – гараж в одном или нескольких уровнях, уровень пола которого находится ниже отметки земли более чем наполовину высоты стен;
  • Бокс – помещение, в котором для хранения автомобилей имеются отдельные боксы с выездом на улицу;
  • В стоянках манежного типа выезд из боксов производится на внутренний общий проезд.

Как размещают гаражи

Особого внимания удостаивается в СНиП расположение гаражей. В случае с пристроенными и встроенными вариантами, упор делается на противопожарную безопасность.

Важно! Необходимо, чтобы пристраиваемый гараж отделялся от дома противопожарной стеной I типа. Если же он полностью встраивается в здание с другим назначением, то степень огнестойкости его конструкций (особенно перекрытия) не должна быть ниже, чем у основного здания. Все, кто застраивает свои участки своими руками без проекта, должны об этом знать.

Что касается отдельно стоящих стоянок любого типа, то к их расположению предъявляются такие требования:

  • Стоянки нельзя располагать в пределах I и II санитарных охранных зон водозаборов. В III зоне можно, но только по разрешению санэпиднадзара.
  • Гаражи не могут встраиваться в здания с функциональной пожарной опасностью категорий А и Б.
  • В зданиях с пожарной опасностью класса Ф1.3, стоянки для авто встраивать можно. Но при этом они могут быть только закрытыми, а места вних обязательно закрепляются за конкретным владельцем.
  • Во встроенных гаражах можно хранить только автомобили, работающие на жидком топливе. Для машин с газовым оборудованием требуется отдельно стоящее сооружение;
  • Расстояния между зданиями и автомобильными стоянками регламентируется нормативами по пожарной безопасности и СанПиН.
  • Расстояние от выезда из подземных и полузаглублённых гаражей до территорий домов, лечебных, школьных и дошкольных учреждений, должно составлять 15 и более метров.

Обратите снимание: Въезд на любую стоянку должет располагаться таким образом, чтобы водителям транспорта был обеспечен хороший обзор, а манёвры могли осуществляться без помех для пешеходов и машин, движущихся на близлежащей территории.

Минимальные расстояния между стоянками и гражданскими зданиями обосновывают расчётами, а вот расстояние от гаража до забора СНиП не регламентирует.

Требования к конструктиву и планировке

Все объёмно-планировочные решения при проектировании гаражей: размеры помещений закрытых гаражей, параметры машино-мест на открытых стоянках, принимаются согласно классификации автомобилей по габаритам.

По вопросу классификации авто по габаритам, нами представлена небольшая инструкция:

Класс автомашиныГабариты: длина, ширина, высота в метрах
Малый3,8*1,6*1,7
Средний4,3*1,7*1,8
Большой5,16*1,995*1,97
Микроавтобус5,5*2,38*2,3

Зазоры безопасности

Плюс к выше указанным параметрам, при выборе размера гаража должны приниматься во внимание зазоры безопасности:

  1. Продольная сторона машины и стена – 0,8м;
  2. Если в помещении есть колонны или пилястры, то между ними и продольной стороной авто должно быть не менее 0,5м;
  3. Как при прямоугольной, как и при косой расстановке автомобилей, между их торцевыми сторонами (и спереди, и сзади) и стеной должно быть минимум 0,7м;
  4. В гараже на 2 машины, стоящими друг за другом, между ними должно быть 60 см.
  5. При определении размеров машино-мест в боксах, к их ширине прибавляют 1,6м, а к длине – 1,4м.

Высота

Согласно СНиП, двухэтажный гараж отнюдь не диковинка. Вообще, гараж, как и любое другое здание, может иметь несколько уровней. Однако их количество ограничено: в наземном варианте это девять этажей, а в подземном только пять. При этом цокольный этаж причисляется к наземным.

На заметку: Высота гаража по СНиП определяется, как расстояние от пола – но не до потолка, а до поверхности выступающего за его поверхность оборудования или коммуникации. От него до верха наиболее высокого авто должно быть минимум 20 см — это вертикальный зазор безопасности. Но в любом случае, высота стен в гараже не может быть меньше двух метров.

Минимальная цена за несоблюдение этих параметров – неудобство пользования гаражом. Поэтому класс автомобиля обязательно учитывается при проектировании.

Если гараж встраивается в здание с другим функционалом, то в нём не может предусматриваться лифт или лестница — для его связи со зданием обычно проектируют вестибюль с тамбуром. Полы в гараже должны иметь такое покрытие, которое сможет противостоять воздействию ГСМ. В остальном нормы (СНиП) при строительстве гаража используются те же, что и при возведении любых других построек.

Инструкция о мерах пожарной безопасности в гараже, гаражном боксе, паркинге

Требования и нормы ПБ в гаражах

Для строительства коммерческих боксов, стоянок, парковок в обязательном порядке требуется согласование с ГПН. Сооружения на частных участках (индивидуальные гаражи) не нормируются.

Хранение бензина в гараже

Хранение резины в гараже

Шины и резиновые предметы следует держать раздельно с иными изделиями. Запрещено совместное хранение, под которым имеется в виду непосредственная близость, одна секция, сегмент помещения.

В особых случаях, например, на стояночных комплексах, место с покрышками отделяют противопожарными перегородками, перекрытиями (п. 2.30 ВСН 01-89 , СП 4.13130 ). На подземных паркингах запрещено хранить резину вообще.

Расстояние между автомобилями

Автомобили ставят с промежутками в 0,5 – 0,8 м (Прил. А, СП 113.13330 ). Это же расстояние отмеряют от конструкций помещения. Между машинами на промышленных объектах – от 1 м.

Расстояния между гаражом и другими объектами

от гаражей и открытых стоянок при числе легковых автомобилей

от станций технического обслуживания при числе постов

В том числе торцы жилых домов без окон

Общеобразовательные школы и детские дошкольные учреждения

Лечебные учреждения со стационаром

Для индивидуального гаража правила рекомендательного характера:

  1. до линии раздела, забора соседнего участка – 1 м (под сточные воды, аварийный проход);
  2. от ближайшего строения на соседнем участке (от окон, веранды, стен) – 6 м;
  3. от красной линии – 5 м;
  4. от бокового забора, улицы (до проезда между домами) – 3 м;
  5. до любого хозяйственного здания – 1 м;
  6. допускается примыкание к дому, если бокс имеет защитные перегородки;
  7. для домов с боксами:
    • встроенными – 6 – 10 м от забора, деревянные – 15 м;
    • пристроенными – правила как для отдельно стоящих.

Замеры делаются от краев выступающего цоколя или стен, от того, что больше выделяется до линии ближайшей детали соседней постройки.

Класс функциональной пожарной опасности гаража

Объекты для хранения автомобилей условно разделяют на 4 категории. Есть классы пожарной безопасности, степени огнестойкости, предопределяющие строгость требований:

Отдельно стоящие частные

  • Ф5;
  • индивидуальное строение не подлежит нормированию, если не является частью СТО.

Помещения гаражного кооператива

  • Ф 5.2;
  • расчет опасности обязательный. Приравнивается к складам.

Категории от А до Д в зависимости от количества мест. Например, парковки возле супермаркетов относят к В1 и В2.

Классифицируются в зависимости от топлива, параметров самого здания.

Стоянки для газобаллоных машин размещаются в отдельных постройках I – V ст., класс C0. Запрещено использовать:

  1. подвалы, цоколи, подземные помещения;
  2. наземные закрытые стоянки в домах с иным назначением;
  3. боксы без отдельных выездов.

Пример расчета по категории гаража по взрывопожарной и пожарной опасности

Для грузового автотранспорта исчисления потребуются. Расчет включает сложные формулы. Определяется:

  1. давление насыщенных паров, взрыва;
  2. интенсивность испарения;
  3. низшая теплота сгорания;
  4. пожарная нагрузка;

Учитывается наличие поддонов, сливных приямков. Данные сопоставляют с нормами НПБ и относят здание к соответствующему классу. Краткое изложение «Примера №17» из пособия к СП 12.13130.2009 для грузовика:

  1. высчитывают общую массу горючих веществ (топливо, картон, резина и пр.) Результат сравнивают с таблицами;
  2. берут показатели низшей теплоты горения, вычисляют пожарную нагрузку (обычную и удельную). После сравнений условий выше/ниже рамок таблиц определяют категорию помещения.

Определить степень огнестойкости здания гаража можно по СНиП 21-01-97. Для этого необходимо знать, из каких материалов построено здание. Процедуру осуществляют специалисты, поскольку потребуется провести испытания, применить классификацию различных веществ.

Средства пожаротушения в гараже

Пожарный щит: требования

Пожарный щит потребуется:

  1. нет внутреннего водовода для тушения возгораний и АУПТ;
  2. нет наружных систем водоподачи;
  3. при удалении от 100 м от точек забора воды;
  4. стоянки на 50 мест и больше, помимо щита, дополнительно оборудуются площадками с контейнерами, баками с песком, средствами индивидуальной защиты.

Количество щитов, комплектация, их необходимость для классов и категории строений определяется таблицами СП 113.13330 и ППР.

Комплектация:

  1. стандартная:
    • огнетушитель;
    • лом;
    • багор;
    • крюк;
    • лопаты: штыковая, совковая;
    • ведро;
    • защитный экран 1,4х 2 м;
    • емкости для воды: 0,2 и 0,02 куб. м;

  2. дополнительно:
    • инструмент для резки проводов;
    • огнестойкое покрывало;
    • вилы;
    • тележка;
    • резервуар с песком 0,5 куб. м.;
    • насос пожарный механический;
    • рукав 5 м.

Огнетушитель для гаража: какой выбрать

Сколько огнетушителей должно быть

Система дымоудаления в гараже

Минимум для гаража – это вытяжная противодымная система по СП 60.13330.2012 (СНиП 41-01-2003) (р. 8) с учетом п. 7.2 и 7.3 СП 7.13130 для удаления продуктов, выделяющихся при возгорании веществ.

Пожарная сигнализация в гаражах: требования

Автостоянки с количеством парковочных мест от 10 шт. должны оборудоваться противопожарной сигнализацией. Оповещение в частных отдельных боксах отнесено на усмотрение владельца. Для сигнализации требуется проект по НПБ 88-2001.

Какие извещатели ставить

Дымовые извещатели – это стандарт, рекомендованный НПБ 88-2001 в п. 13.5. Есть мнение, что дымовые датчики часто срабатывают ложно от выхлопов. Это не всегда так – качественные извещатели имеют соответствующие настройки.

Противопожарные мероприятия в автогаражах

Меры состоят в следующем:

  1. сигнализация;
  2. АУПТ, средства первичного пожаротушения;
  3. эвакуационные выходы;
  4. проезд как минимум для разъезда двух автомобилей;
  5. наличие огнеупорных преград (перегородок, перекрытий);
  6. материалы с пределами огнестойкости по СП 2.13130.2012 ;
  7. противопожарные разрывы между боксами;
  8. пол должен быть негорючим.

Работники, персонал допускаются к исполнению своих обязанностей только после прохождения инструктажей и проверки знаний. Обязательно для организаций разрабатывается инструкция о пожарной безопасности.

1. Область применения.

1.1. Настоящие нормы предназначены для применения органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления , предприятиями , организациями , учреждениями , специалистами , деятельность которых связана с проектированием , строительство и эксплуатацией объектов хранения автотранспорта , а также осуществлением государственного пожарного надзора , государственного экологического контроля и государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

1.2. Настоящие нормы являются обязательными для исполнения при размещении , проектировании , строительстве и реконструкции автостоянок независимо от их ведомственной принадлежности и вида собственности на территории Нижегородской области.

1.3. При размещении , проектировании , строительстве и реконструкции автостоянок , наряду с настоящими нормами , необходимо руководствоваться другими нормативными документами (СНиП , ведомственные нормативы , инструкции и т.д.) , указанными в п.2 настоящих ТСН и утвержденными в установленном порядке.

2. Нормативные ссылки

2.1. СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

2.3. СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения».

2.4. СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

2.5. ВСН 01-89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей».

2.6. СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения».

2.7. СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территорий от затопления и подтопления».

2.8. СНиП 2.04.09-84 «Пожарная автоматика зданий и сооружений».

2.9. СНиП 2.04.05-91* «Отопление , вентиляция и кондиционирование».

2.10. СаНПиН 2.1.4.027-95 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения».

2.11. НПБ 105-95 «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности».

2.12. НПБ 110-96 «Перечень зданий , сооружений , помещений и оборудования , подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара».

2.13. Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 21.10.97 № 255 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов Нижегородской области».

2.14. Закон РФ «О недрах».

3. Общие требования.

3.1. Настоящие нормы распространяются на проектирование , строительство и эксплуатацию вновь строящихся и реконструируемых закрытых , открытых автостоянок и гаражей легкового автотранспорта.

3.2. Закрытые автостоянки , гаражи легковых автомобилей могут размещаться ниже , выше уровня земли , состоять из подземной и надземной частей , пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них , в том числе располагаться под этими зданиями в подземных , цокольных или первых подземных этажах , а также под жилыми домами при условии соблюдения всех требований действующих норм и правил.

3.3. Проектные решения , не предусмотренные настоящими нормами , допускается принимать с учетом научно-технического обоснования по согласованию с органами государственного надзора и контроля , действующими на территории Нижегородской области , и с заказчиком.

3.4. Термины и определения приведены в приложении 1 .

3.5. При отмене действующих нормативных документов , на которые дается ссылка в настоящих нормах , следует руководствоваться нормами , которые введены взамен отмененным.

3.6. Хранение автомобилей в городах и населенных пунктах может быть временное (например у отдельных общественных зданий , учреждений , предприятий и офисов) и длительное.

Длительное (в том числе ночное) хранение автомобилей должно осуществляться преимущественно на территориях , близко расположенных к жилой застройке.

3.7. Кратковременная стоянка автотранспорта на муниципальной территории (территории общего пользования) , у тротуаров и на проезжей части дорог и площадей (в течение дня) производится организованно на местах , отведенных органами местного самоуправления на основании соответствующих распоряжений.

3.8. Городские гаражи и автостоянки отличаются по ряду признаков:

– по продолжительности хранения автомашин (длительное и краткосрочное);

– по количеству ярусов (одноярусные и многоярусные);

– по средствам перемещения автомобилей по вертикали (рамповые , лифтовые);

– по архитектурно-планировочному решению (отдельностоящие и встроенные);

– охраняемые и не охраняемые.

4. Градостроительные требования.

4.1. Размещение автостоянок на территории поселения и вне его осуществляется в соответствии с утвержденной градостроительной документацией , в зависимости от потребности и возможности , обусловленной конкретными градостроительными условиями , с обеспечением требования к охране окружающей среды , СНиП 2.07.01-89* и настоящими нормами.

4.2. Размер (вместимость) автостоянок , их объемно-планировочное решение определяются архитектурно-планировочным заданием в зависимости от особенностей участка строительства , потребностей заказчика , СНиП 2.07.01-89* , настоящими нормами , характера застройки и регламентов , накладываемых на территорию градостроительной документацией.

4.3. Открытые стоянки для длительного хранения легковых автомобилей рекомендуется предусматривать из условий пешеходной доступности не более 800 м до границ жилой застройки.

4.4. На территории жилых районов и микрорайонов в городах Н.Новгород , Арзамас , Дзержинск следует предусматривать закрытые автостоянки для легковых автомобилей подземного типа из расчета не менее 25 машино-мест на 1 тыс. жителей.

Закрытые стоянки для легковых автомобилей , встроенные или пристроенные к жилым и общественным зданиям (за исключением школ , детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений со стационаром) необходимо предусматривать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.01-89* и СНиП 2.08.02-89*.

Допускается строительство наземно-подземных закрытых стоянок легковых автомобилей с последующей обсыпкой грунтом и использованием кровли для спортивных и хозяйственных площадок.

Размещение открытых и закрытых автостоянок не допускается в 1 , 2 , 3 поясах санитарно-защитных зон водозаборов хозяйственно-питьевого назначения в соответствии с СаНПиН 2.1.4.027-95. При условиях достаточной защищенности водоносного горизонта возможно размещение автостоянок в 3 поясе санитарной охраны в случае проведения мероприятий по защите водоносных горизонтов от проникновения с поверхности химического и бактериального загрязнения. Подобные случаи требуют обязательного согласования с органами государственного санитарно-эпидемиологического , водного , геолого-гидрологического , экологического надзора.

Размещение закрытых и открытых автостоянок запрещается в охранных зонах рек и водоемов.

4.5. Стоянки для хранения легковых автомобилей вместимостью свыше 300 машино-мест следует размещать вне жилых районов , а свыше 500 машино-мест – на производственных и коммунально-складских территориях.

4.6. Автостоянки ведомственных автомобилей, легковых автомобилей специального назначения, грузовых автомобилей следует размещать на производственных территориях.

Норму земельных участков принимать по приложению 10 СНиП 2.07.01-89*.

4.7. Размер земельных участков стоянок легковых автомобилей следует принимать исходя из этажности, кв.м на одно машино-место:

для закрытых автостоянок: 1 этаж – 30

для открытых наземных автостоянок – 25

4.8. Минимальные расстояния от открытых стоянок до жилых домов, общественных зданий, а также до участков школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа следует принимать по таблице 1 .

Расстояние – м, при числе легковых автомобилей

Оцените статью
Добавить комментарий