Является ли ГОСТ нормативно правовым актом

Является ли ГОСТ обязательным документом

По статистике каждое пятое дорожно-транспортное происшествие в России происходит из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог. Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает право автовладельца на компенсацию ущерба, причиненного его транспортному средству по причине ненадлежащего состояния дорожного покрытия автомобильной дороги.

Требования к состоянию дорог определены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы». Согласно ГОСТу повреждениями дорожного покрытия являются:

Ямы, выбоины, просадки дорожного полотна, превышающие хотя бы один из следующих параметров: ширина — 60 см., длина — 15 см., глубина — 5 см.

Отклонение крышки люка смотрового колодца относительно уровня покрытия более 2,0 см.

Отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2,0 см.

Мы регулярно помогаем водителям попавшим в ДТП из-за ям, выбоин, люков и т.д. Подробнее про нормативную базу при возмещении вреда и порядок действий по ссылке http://kzpa66.ru/doroga.html

Пожалуй единственный довод дорожников и коммунальщиков – это отрицание ГОСТа по ямам. В суде они говорят, что ГОСТ является техническим документом, в Минюсте не зарегистрирован и поэтому обязательным документом не является, да и совсем не документ для них. Неквалифицированные или ангажированные судьи так и пишут в решениях, что ГОСТ не обязательный документ для дорожников и коммунальщиков и водитель сам виноват, смотреть надо куда едет.

Это позиция судов не верна. ГОСТы – это технические документы, они публикуются и имеют юридическую силу. В том числе, данная позиция подтверждает судебной практикой Верховного Суда РФ.

Решение Верховного Суда РФ от 02.08.2012 N АКПИ12-746

Довод В. о том, что указанные национальные стандарты не опубликованы в установленном порядке, не соответствует действительности.

Положением об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. N 594, установлен специальный порядок их официального опубликования Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, согласно которому тексты национальных стандартов и общероссийских классификаторов подлежат официальному опубликованию в печатных изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

До принятия оспариваемого нормативного правового акта порядок опубликования стандартов регламентировался Положением о порядке опубликования государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 100, согласно которому официальными изданиями, содержащими государственные стандарты и общероссийские классификаторы, а также изменения, дополнения и поправки к ним, являются публикации на русском языке, выполненные типографским способом издательско-полиграфическими комплексами Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства или другими организациями по договорам, заключенным с этими комитетами.

Является ли ГОСТ по ИБ обязательным к применению?

Обновляя курс по законодательству ИБ, который я читал в декабре прошлого года, я существенно обновил некоторые разделы и один из них касается вопросов национальной стандартизации, а точнее одного вопроса – может ли ГОСТ быть обязательным? Учитывая, что Банк России активно помещает свои требования по ИБ в ГОСТы и планы по развитию ГОСТов достаточно агрессивные, то стоит понимать, каков статус у этого документа и насколько он является обязательным для финансовых организаций. Картина получается следующей.

В 2015-м году был принят закон “О стандартизации в Российской Федерации”, 6-я статья которого так и называется “Стандартизация в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией”. Согласно этой статье порядок стандартизации вопросов ИБ устанавливается только Правительством РФ.

Правительство в стороне не осталось и спустя полтора года с момента принятия ФЗ-162 выпустило свое Постановление под номером 1567 (оно отменило ранее действующее ПП-822 на ту же тему), которое утвердило два положения:

  • о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией
  • о стандартизации в отношении продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией.

“Нашу” тему затрагивает второе положение. Оно очень короткое – в нем всего 10 пунктов (по сравнению с полусотней в положении о стандартизации оборонной продукции”.

Согласно нему стандартизацией ИБ у нас занимаются ФСТЭК, ФСБ, МинОбороны и СВР, а утверждает разработанные ими стандарты Росстандарт. ЦБ в списке нет.

Предметом стандартизации этих ГОСТов (в том числе и ограниченного распространения) является продукция и связанные с ней процессы. Предметом регулирования ГОСТ 57580.1 является не продукция и не процессы, а уровни и требования.

Читайте также:  Расстояние между водопроводными колодцами СНИП

Отсюда возникает закономерный вопрос – на каком основании ГОСТ Р 57580.1 считается обязательным? В самом стандарте написано, что область его применения устанавливается в нормативных актах Банка России путем включения в них ссылки на ГОСТ, что разрешено 27-й статьей закона “О стандартизации в Российской Федерации”. Ни слова про то, что ГОСТ в этом случае является обязательным. Так является ли он таковым?

Стоит обратиться к другим нормативным правовым актам. В частности к Положению Банка России от 22.09.2017 №602-П “О правилах подготовки нормативных актов Банка России”, в котором перечисляются нормативные и ненормативные акты Банка России:

Национальных стандартов в их числе нет. При этом любые обязательные нормативные и нормативные правовые акты, включая и документы ЦБ, которые устанавливают обязательные требования к своим “подопечным” должны быть официально зарегистрированы в МинЮсте. Это вытекает из 1009-го Постановления Правительства.

Разумеется, не все нормативные акты ЦБ подлежат регистрации. Но согласно 602-П список нерегистрируемых документов четко определен и ГОСТы к их числу не относятся.

Согласно же разъяснениям МинЮста, утвержденным приказом от 04.05.2007 №88, национальные стандарты можно не регистрировать, но только если они не содержат нормативных предписаний. Поэтому получается, что если рассматривать ГОСТ 57580.1 как содержащий такие предписания, то он должен быть зарегистрирован МинЮстом, а это условие выполнено не было и, как следствие, применению этот ГОСТ не подлежит. Если же рассматривать ГОСТ просто как сборник рекомендаций, то тогда все нормально – это руководство к действию, но не более. Обязать его исполнять и тем более наказывать за его неисполнение нельзя.

Ну и еще. Вспоминая законы “О Центральном банке” и “О Национальной платежной системе”, Банк России имеет право устанавливать обязательные требования по защите информации, но только по согласованию с ФСБ и ФСТЭК. Согласно уже упомянутому Положению Банка России 602-П, нормативный правовой акт считается совместно изданным, если он подписан/утвержден руководителями соответствующих ФОИВ, то есть в нашем случае с ФСТЭК и ФСБ. Те же 382-П, 683-П, 684-П были согласованы с указанными регуляторами по ИБ. И соответствующий гриф согласования должен быть на совместно принятом нормативном правовом акте. А вот ГОСТ 57580.1 это требования снова нарушает – никаких согласующих грифов на нем нет.

Что относится к нормативным документам?

В соответствии с ГОСТ Р 1.0 – 92 принято следующее определений нормативного документа: “Нормативный документ − документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кpyгy потребителей (пользователей)”.

Закон РФ “О стандартизации” определяет следующие категории нормативных документов по стандартизации:

– государственные стандарты Российской Федерации − ГОСТ Р;

– применяемые в соответствии с правовыми нормами международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

– отраслевые стандарты − ОСТ;

– стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений) − СТП;

– стандарты научно-технических и инженерных обществ (союзов, ассоциаций и других общественных организаций) − СТО.

К нормативным документам по стандартизации относят также общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ), а также стандарты СССР, если они не противоречат законодательству РФ.

Кроме стандартов, нормативными документами являются также ПР − правила по стандартизации, Р − рекомендации по стандартизации и ТУ − технические условия. Особое требование предъявляется к нормативным документам на продукцию, которая, согласно российскому законодательству, подлежит обязательной сертификации. В них должны быть указаны те требования к продукции (услуге), которые подтверждаются посредством сертификации, а также методы контроля (испытаний), которые следует применять для установления соответствия, правила маркировки такой продукции и виды сопроводительной документации.

Рассмотрим содержание российских нормативных документов.

Государственные стандарты разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории принимает Госстандарт России, а если они относятся к области строительства, архитектуры, промышленности строительных материалов − Гос­строй России.

В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения, так и рекомендательные требования к объекту стандартизации. К обязательным относятся: безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы; техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий; единство методов контроля и единство маркировки.

Особую актуальность приобретают требования безопасности, поскольку безопасность товара − основной аспект сертификации соответствия. Требования обязательного характера должны соблюдать государственные органы управления и все субъекты хозяйственной деятельности независимо от формы собственности.

К требованиям безопасности в стандартах относят: электробезопасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, радиационную безопасность, предельно допустимые концентрации химических и загрязняющих веществ; безопасность при обслуживании машин и оборудования; требования к защитным средствам и мероприятиям по обеспечению безопасности (ограждения, ограничители хода машин, блокирующие устройства, аварийная сигнализация и т.п.).

В стандартах на отдельные виды продукции могут быть приведены такие характеристики, как допустимые уровни опасных и вредных факторов производства, возникающих при работе оборудования; действие вещества на че­ловека и др. Стандарты разрабатываются с расчетом на безопасность объекта стандартизации в течение всего периода его использования (срока службы).

Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условия о соответствии предмета договора обязательным требованиям государственных стандартов.

Другие требования государственных стандартов могут быть признаны обязательными в договорных ситуациях либо в том случае, если имеется соответствующее указание в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, а также исполнителя услуг, К таким требованиям относятся основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции и методы их контроля; требования к упаковке, транспортированию, хранению и утилизации продукта: правила и нормы, касающиеся разработки производства и эксплуатации, правила оформления технической документации, метрологические правила и нормы и т.п.

Читайте также:  Требования к серверным помещениям ГОСТ

Соответствие обязательным требованиям подтверждается испытаниями по правилам и процедурам обязательной сертификации. Соответствие продукта (услуги) другим требованиям может подтверждаться сообразно законодательным положениям о добровольной сертификации.

В некоторых случаях, если это целесообразно и необходимо для обеспечения более высокого уровня конкурентоспособности отечественных товаров, в стандартах могут быть установлены перспективные (предварительные) требования, которые опережают возможности традиционных технологий.

Отраслевые стандарты разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установленным для отрасли. Принимают такие стандарты государст­венные органы управления (например, министерства), которые несут ответственность за соответствие требований отраслевых стандартов обязательным требованиям ГОСТ Р.

Объектами отраслевой стандартизации могут быть: продукция, процессы и услуги, применяемые в отрасли; правила, касающиеся организации работ по отраслевой стандартизации; типовые конструкции изделий отраслевого применения (инструменты, крепежные детали и т.п.); правила метрологическою обеспечения в отрасли. Диапазон применяемости отраслевых стандартов ограничивается предприятиями, подведомственными государственному органу управления, принявшему данный стандарт. На добровольной основе возможно использование этих стандартов субъектами хозяйственной деятельности иного подчинения. Степень обязательности соблюдения требований стандарта отрасли определяется тем предприятием, которое применяет его, или но договору между изготовителем и потребителем. Контроль за выполнением обязательных требо­ваний организует ведомство, принявшее данный стандарт.

Стандарты предприятий разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации в этом случае обычно являются составляющие организации и управления производством, совершенствование которых − главная цель стандартизации на данном уровне. Кроме того, стандартизация на предприятии может затрагивать и продукцию, производимую этим предприятием. Тогда объектами стандарта предприятия будут составные части продукции. технологическая оснастка и инструменты, общие технологические нормы процесса производства этой продукции. Стандарты предприятий могут содержать требования к различного рода услугам внутреннего характера.

Закон РФ “О стандартизации” рекомендует использовать стандартизацию на предприятии для освоения данным конкретным предприятием государственных, международных, региональных стандартов, а также для регламентирования требо­ваний к сырью, полуфабрикатам и т.п., закупаемым у других организаций. Эта категория стандартов обязательна для предприятия, принявшего этот стандарт. Но если в договоре на разработку, производство, поставку продукта или предоставление услуг имеется ссылка на стандарт предприятия, он становится обязательным для всех субъектов хозяйственной деятельности − участников такого договора.

Стандарты общественных объединений (научно-технических обществ, инженерных обществ и др.). Эти нормативные документы разрабатывают, как правило, на принципиально новые виды продукции, процессов или услуг; передовые методы испытаний, а также нетрадиционные технологии и принципы управления производством. Общественные объединения, занимающиеся этими проблемами, преследуют цель распространения через свои стандарты заслуживающих внимания и перспективных результатов мировых научно-технических достижений, фундаментальных и прикладных исследований.

Как стандарты предприятий, так и стандарты общественных объединений не должны противоречить российскому законодательству, а если их содержание касается аспекта безопасности, то проекты этих стандартов должны быть согласованы с органами государственного надзора. Ответственность за это несут принявшие их субъекты хозяйственной деятельности.

Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р) по своему характеру соответствуют нормативным документам методического содержания. Они могут касаться порядка согласования нормативных документов, представления информации о принятых стандартах отраслей, обществ и других организаций в Госстандарт РФ, создания службы по стандартизации на предприятии, правил проведения государственного контроля за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и многих других вопросов организационного характера. ПР и Р разрабатываются, как правило, организациями и подразделениями, подведомственными Госстандарту РФ или Госстрою РФ. Проект этих документов обсуждается с заинтересованными сторонами, утверждается и издается этими комитетами.

Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями, а также произведения художественных промыслов и т.п. Процедура принятия ТУ отличается от описанной выше для других нормативных документов. В соответствии с Законом “О стандартизации” ТУ отнесены к техническим, а не нормативным документам. В то же время установлено, что ТУ рассматриваются как нормативные документы, если на них есть ссылка в контрактах или договорах на поставку продукции.

Тогда их согласование (принятие) осуществляется по ПР 50.1.001-93. Особенность процедуры согласования ТУ состоит в том, что во время приемки новой продукции, выпущенной в соответствии с их требованиями, происходит их окончательное согласование с приемочной комиссией. Но чтобы представить ТУ приемочной комиссии во время приемки, требуется предварительная рассылка проекта технических условий и дополняющей их документации тем организациям, представители которых будут участвовать в приемке продукции. ТУ считаются окончательно согласованными, если подписан акт приемки опытной партии (или опытного образца).

Этим же решается вопрос о возможности производства промышленной партии продукции. В тех случаях, когда предприятие принимает решение о производстве продукции без приемочной комиссии, ТУ обязательно согласуются с заказчиком. Не подлежат согласованию и в том и в другом варианте те требования и нормы ТУ, которые относятся к обязательным. В таком случае в технических условиях приводится ссылка па соответствующий государственный стандарт. Правила согласования ТУ предоставляют их разработчику самому решать вопрос о согласовании с заказчиком, если этот документ был создан в инициативном порядке.

Принимает ТУ их разработчик (руководитель или заместитель руководителя организации) без указания срока действия за исключением отдельных случаев, когда заинтересованность в этом проявляет заказчик (потребитель) продукции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:  Крыша определение СНИП

Является ли ГОСТ нормативно правовым актом

Поясните ситуацию по применению термина “нормативный документ”. Единственный документ в котором дано определение этого понятия – ГОСТ 1.1-2002.

Правильно ли понимать, что межгосударственные стандарты – это “нормативные документы”, а остальные, в соответствии с законом “О стандартизации в РФ”, “документы по стандартизации”?

Пункт 4.1 ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения гласит: «Нормативный документ: Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов».

Применительно к сфере капитального строительства в МДС 12-9.2001 (Положение о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации) дано определение «Нормативной документации» – «документация, устанавливающая комплекс норм, правил, положений, требований, обязательных при проектировании, инженерных изысканиях и строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений, расширении и техническом перевооружении предприятий, а также при изготовлении строительных конструкций, изделий и материалов».

Пункт 4.1.1 ГОСТ 1.1-2002 гласит: «Стандарт: Нормативный документ, который разработан на основе консенсуса, принят признанным на соответствующем уровне органом и устанавливает для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области».

В соответствии с пунктом 15 «Разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (приказ Минюста от 14.7.1999), не подлежат государственной регистрации «технические акты (ГОСТы, СниПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т. п.), если они не содержат правовых норм;..»

1. Термин « нормативный документ» является общим понятием , которое охватывает различные виды документов в различных сферах деятельности.

2. Нормативные документы могут иметь обязательный и добровольный характер применения.

3. Нормативные документы могут иметь статус нормативно-правового акта, если они содержат правовые нормы.

4. «Документы по стандартизации», предусмотренные статьей 14 Федерального закона №162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации”- это разновидность нормативных документов, как правило, добровольного применения, разрабатываемых в целях стандартизации. В отдельных случаях «документы по стандартизации» могут иметь обязательный характер применения (ФНиП, стандарты и своды правил включенные в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона ‘Технический регламент о безопасности зданий и сооружений’).

Если «документы по стандартизации» включены в перечень документов, при соблюдении которых на добровольной основе выполняются положения соответствующего технического регламента, то дополнительных доказательств для оценки соответствия созданной продукции не требуется (ст. 16.1 пункт 4 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).

С характером нормативных документов, не входящим в «документы по стандартизации», можно ознакомиться на примере Приказа Ростехнадзора от 17.10.2016 № 421 “Об утверждении перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору”.

Обязательны ли ГОСТы и СНИПы для исполнения?

Доброй ночи. Обязательны ли госты и снипы для исполнения .

Так я не понял, обязательны или нет.

уважаемые юристы определитесь пожалуйства, кто из Вас прав

Ответы юристов ( 3 )

Да они обязательны, неисполнение которых может повлечь административную ответственность. Так что исполнять нужно.

Так я не понял, обязательны или нет.
робин

Статья 13.7. Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи
Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Здравствуйте. Стандарты и строительные правила применяются на добровольной основе, если только Вы сами не заявите об их применении или в законе не будет написано, что они обязательные.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 26. Общие правила применения документов национальной системы стандартизации
1. Документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
2. Условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств, сводов правил иностранных государств, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований утвержденного технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения утвержденного технического регламента и осуществления оценки соответствия, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
3. Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

Оцените статью
Добавить комментарий