Какое ядовитое вещество образуется во время пожара

Содержание статьи

Стартовая и итоговая работа по ОБЖ
тест по обж (8 класс)

Контрольные тесты по ОБЖ в тестовой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
startovaya_diagnosticheskaya_rabota_po_obzh_8_klass.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Стартовая диагностическая работа по ОБЖ 8 класс.

1.Что такое сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ)? Выберите ответ:

2.Какое ядовитое вещество образуется во время пожара? Выберите ответ:

3.Что собой представляет хлор? Выберите ответ:

4.На какие органы человека воздействует хлор? Выберите ответ:

5.Что собой представляет аммиак? Выберите ответ:

6.На какие органы человека воздействует аммиак? Выберите ответ:

7.Чем опасна радиация для человека? Выберите ответ:

8.Как вы считаете: может ли быть сам человек радиоактивен? Выберите ответ:

9.Как называются приборы, предназначенные для обнаружения радиоактивных излучений и измерения их энергии? Выберите ответ:

10.Что необходимо предпринять при аварии на АЭС и угрозе радиоактивного загрязнения окружающей среды? Выберите ответ :

11.В чем заключается основной способ защиты населения от радиоактивных веществ? Выберите ответ:

12.Как проводится герметизация жилого помещения? Выберите ответ:

13.Какую цель преследует йодная профилактика? Выберите ответ:

14.Какую опасность таит прогулка по лесу, сбор ягод и грибов? Выберите ответ:

15.В чем заключается принцип Мюнхгаузена? Выберите ответ:

16.Находясь в лесу зимой, вы, кажется, отморозили руку. Будете ли вы

17. Где происходит большинство ожогов? Выберите ответ:

18.Кто является участником дорожного движения? Выберите ответ:

Ответы на тесты 1 вариант:

1.Кто является участником дорожного движения? Выберите ответ:

2. Где происходит большинство ожогов? Выберите ответ:

3.Находясь в лесу зимой, вы, кажется, отморозили руку. Будете ли вы

4.В чем заключается принцип Мюнхгаузена? Выберите ответ:

5.Какую опасность таит прогулка по лесу, сбор ягод и грибов? Выберите ответ:

6.Какую цель преследует йодная профилактика? Выберите ответ:

7.Как проводится герметизация жилого помещения? Выберите ответ:

8.В чем заключается основной способ защиты населения от радиоактивных веществ? Выберите ответ:

9.Что необходимо предпринять при аварии на АЭС и угрозе радиоактивного загрязнения окружающей среды? Выберите ответ :

10.Как называются приборы, предназначенные для обнаружения радиоактивных излучений и измерения их энергии? Выберите ответ:

11.Как вы считаете: может ли быть сам человек радиоактивен? Выберите ответ:

12.Чем опасна радиация для человека? Выберите ответ:

13.На какие органы человека воздействует аммиак? Выберите ответ:

14.Что собой представляет аммиак? Выберите ответ:

15.На какие органы человека воздействует хлор? Выберите ответ:

16.Что собой представляет хлор? Выберите ответ:

17.Какое ядовитое вещество образуется во время пожара? Выберите ответ:

18.Что такое сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ)? Выберите ответ:

Ответы на тесты 2 вариант:

Процент выполнения работы

Количество баллов(18 макс.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В материале рассматриваются стартовые (входящие) контрольные работы для 5, 7 и 8 классов К учебникам Виленкин 5класс, Макарычев 7 и 8 классы.

Стартовые (входные) контрольные работы по английскому языку.

Стартовые (входные) контрольные работы по английскому языку.

Материалы методического пособия можно использовать как для фронтальной работы со всем классом, так и для индивидуальной работы (по усмотрению учителя).

КМС по математике 5 класс (стартовый, промежуточный, итоговый).

В помощь учителям математики: предлагаю для вашего внимания рабочую программу по математике для 5-ого и 6-ого класса, переработанную в рамках ФГОС, стартовые диагностики, а также итоговые работы.

Входные контрольные работы по английскому языку помогают оценить уровень знаний и уровень развития навыков учащихся, способствует выявлению проблемных областей, помогают сконцентрировать внимание учит.

Проверочный тест по ОБЖ для 8 класса с ответами

Автор: Черкашина Ирина Александровна, воспитатель КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха», Республика Казахстан, СКО, г. Петропавловск.
Описание: предлагаю 2 варианта тестов по ОБЖ для проверки знаний учащихся 8 классов. Тест предназначен воспитателям и учителям. Выполнение теста проводится в течении 15-20 минут. Учащиеся выбирают один верный ответ к каждому вопросу.
В коррекционной школе предмет ОБЖ не является основным. Занятия по ОБЖ проводят воспитатели в форме беседы. Воспитатели дают материал, проводят проверочные тесты, но не оценивают.

Цель: проверка знаний учащихся 8 класса по основам безопасности жизнедеятельности в конце учебного года.
Задачи:
– провести тестирование по ОБЖ;
– обобщить знания по правилам безопасного поведения в различных опасных ситуациях;
– сформировать навыки здорового образа жизни;
– уметь оказать первую медицинскую помощь при различных видах повреждений;
– развивать логическое мышление и память учащихся.

Вариант 1
1.Промышленные аварии с выбросом опасных веществ, пожары, взрывы, аварии на транспорте: железнодорожном, автомобильном, морском и речном –это.
А) ЧС техногенного характера;
Б) происшествие;
В) авиакатастрофа;
Г) бедствие;
Д) отключение электричества.

2. Назови основные внешние причины возникновения ЧС.
А) стихийные бедствия;
Б) неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа;
В) терроризм;
Г) войны;
Д) верно всё.

3. Что делать для защиты от отравляющих веществ при аварии?
А) открыть окна и двери;
Б) использование индивидуальных средств защиты и убежищ с изоляцией;
В) спрятаться на остановке;
Г) ничего не делать;
Д) такие аварии безопасны.

4. Как характеризуют последствия катастрофы?
А) число погибших во время катастрофы;
Б) число раненых;
В) экономические последствия;
Г) материальный ущерб;
Д) все ответы верны.

5.Что должен уметь делать человек в случае автономного существования в
природных условиях?

А) уметь действовать в различных природно-климатических условиях;
Б) петь;
В) танцевать;
Г) управлять вертолётом;
Д) не знаю.

6. Что должно входить в состав аварийной аптечки?
А) стерильные бинты, книги, рюкзак;
Б) бинт, топор, сковорода;
В) антибиотики, салфетки, гвозди, молоток;
Г) индивидуальные перевязочные пакеты, простые инструменты (шприц,
ножницы), жгут, бинты;
Д) все ответы верны.

7. Повреждение тканей, вызванное воздействием низких температур – это…
А) кровотечение;
Б) ушиб;
В) отморожение;
Г) перелом;
Д) гематома.

8. При оказании первой медицинской помощи нужно:
А) унести пострадавшего;
Б) обработать травмированные участки тела;
В) увезти пострадавшего в больницу;
Г) не допустить травматический шок;
Д) все ответы верны.

9. Вести здоровый образ жизни помогают:
А) закаливание;
Б) физические упражнения;

В) правильное питание;
Г) массаж;
Д) все ответы верны.

10. Какая температура воды поможет охладиться летом?
А) 10-15 градусов С;
Б) 15-20 градусов С;
В) 20-25 градусов С;
Г) 25-30 градусов С;
Д)любая температура.

11. Назови признаки отравления:
А) сильная рвота;
Б) головная боль;
В) сильная боль в области живота;
Г) возможная потеря сознания;
Д) все ответы верны.

12. Чем можно отравиться в лесу во время похода?
А) ядовитыми грибами и ягодами;
Б) одуванчиком;
В) луком медвежьим;
Г) цикорием;
Д) подорожником.

13. Зачем нужно закаляться?
А) не знаю;
Б) для улучшения памяти;
В) для снижения обмена веществ;
Г) повышает устойчивость организма к неблагоприятным условиям;
Д) для аппетита.

14. Как помочь пострадавшему при утоплении?
А) удалить воду из лёгких и желудка, сделать искусственное дыхание;
Б) уложить в тени;
В) убегать от пострадавшего;
Г) позвонить в милицию;
Д) спеть песню.

1.Происшествие, возникшее в результате природной или техногенной ЧС с гибелью людей, либо непоправимые последствия объекта – это …
А) катастрофа;
Б) несчастье;
В) крушение;
Г) несчастный случай;
Д) стихийное бедствие.

2.На каких предприятиях возникают аварии с выбросом СДЯВ (Сильнодействующие ядовитые вещества)?
А) на вокзале;
Б) в магазинах;
В) на рынках;
Г) в супермаркетах;
Д) химической, нефтеперерабатывающей промышленности.

3. Что делать, услышав сигнал оповещения об аварии с выбросом СДЯВ?
А) надеть средства индивидуальной защиты;
Б) отключить электричество;
В) укрыться в убежище;
Г) покинуть зону заражения;
Д) все ответы верны.

4. Что относится к ЧС природного характера?
А) извержения вулканов;
Б) обвалы, сели;
В) бури, ураганы, смерчи;
Г) наводнения, цунами, шторм;
Д) все ответы верны.

5.Назови самый удобный и надежный способ остановки кровотечения из
конечности в условиях автономного существования:

А) наложение шины;
Б) наложения жгута;
В) наложение повязки;
Г) наложение бактерицидного лейкопластыря выше раны;
Д) посыпать рану землёй.

7. Чего нельзя делать при купании в водоёмах?
А) купаться сразу после приёма пищи;
Б) плыть при высоких волнах;
В) подплывать к движущемуся водному транспорту;
Г) прыгать с моста;
Д) все ответы верны.

8. Как оказать первую помощь при отравлении?
А) погладить по голове;
Б) спеть песню;
В) промыть желудок водой или слабым раствором перманганата калия;
Г) оставить пострадавшего одного;
Д) не оказывать помощь.

9. Как оказать первую помощь при обморожении?
А) согреть до покраснения тёплыми руками, лёгким массажем;
Б) сильно растереть снегом;
В) поместить поврежденное место в очень горячую воду;
Г) быстрое растирание спиртом;
Д) ничего не делать.

10. Что такое радиация?
А) болезнь;
Б) опасный вид энергии, губительный для всего живого;
В) название песни;
Г) район города;
Д) не знаю.

11. Выбери признаки отравления ядовитыми растениями:
А) слабость;
Б) тошнота и рвота;
В) сильные боли в животе;
Г) головокружение;
Д) все ответы верны.

12. Что мешает вести здоровый образ жизни?
А) употребление алкоголя;
Б) курение;
В) употребление наркотиков;
Г) употребление токсических веществ;
Д) все ответы верны.

13. Выбери правила при занятиях физкультурой:
А) с постепенным усложнением;
Б) регулярность занятий;
В) возможность занятий на свежем воздухе;
Г) все ответы верны.

14. Сколько степеней отморожения существует?
А) 1;
Б) 2;
В) 3;
Г) 4;
Д) 5.

15. Какого человека называют «пассивный курильщик»?
А) он вынужден дышать сигаретным дымом;
Б) курит редко;
В) у него аллергия на табачный дым;
Г) нравится дышать табачным дымом;
Д) часто курит.

Опасные факторы пожара

К опасным факторам пожара, воздействие которых приводит к травмам, отравлениям или гибели людей, а также к материальному ущербу относятся пламя и искры, повышенная температура окружающей среды, токсические продукты горения и термического разложения, дым, пониженная концентрация кислорода.

Самое важное

Высокая температура — возможны ожоги кожи и дыхательных путей

Горячий воздух сильно повреждает дыхательные пути, легкие, глаза, кожу. Происходит это не только там, где горит огонь, но и в соседних помещениях. Полученные повреждения часто бывают опасны для жизни человека.

Вредные продукты горения, в том числе угарный газ — отравление организма

При горении синтетических тканей выделяются горючие вещества, шерстяные ткани при горении разлагаются с выделением особо опасного цианистого водорода, тяжелые и многослойные хлопчатобумажные ткани (также матрацы и подушки) способны к длительному тлению, при котором происходит обильное выделение угарного газа.

Открытый огонь — ожоги кожи, возгорание одежды

Опасны лучистые потоки, испускаемые пламенем уже через 30 секунд после возникновения пожара.

Потеря видимости вследствие задымления

Эвакуация в таких условиях затрудняется или становится невозможной.

Взрыв — моментальное сгорание большого объема вещества, например, смеси газа с воздухом

При взрыве мгновенно образуется много пара и газа. Они быстро расширяются и оказывают сильное давление на все, что находится вокруг. Взрыв может выбить стекла, разрушить стены. При этом часто возникает пламя и может начаться пожар.

Пожары всегда были и остаются страшным бедствием. Наиболее опасны среди них бытовые пожары, которые зачастую приводят к человеческим жертвам. Именно в них пострадавшие получают сильнейшие ожоги и травмы, остаются без крова и средств к существованию. Необходимо заранее продумать Ваши действия в случае возникновения пожара.

Опасные факторы пожара (ОФП)

это факторы, воздействие которых приводит к травме, отравлению или гибели человека, а также к материальному ущербу.

Опасными факторами пожара являются пламя и искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения и термического разложения, дым, пониженная концентрация кислорода, осколки и части разрушившихся аппаратов, установок, конструкций; радиоактивные и токсичные вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок; электрический ток, возникший в результате выноса высокого напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, огнетушащие вещества. Кроме того могут иметь место опасные факторы, связанные с взрывом, происшедшим из-за пожара (ударная волна, пламя, обрушение конструкций и разлет осколков, образование вредных веществ с концентрацией в воздухе существенно выше ПДК).

Воздействие пламени или теплового потока его инфракрасного излучения на кожу человека может привести к термическому ожогу. Кроме того, для человека представляет опасность накопление в организме тепла, результатом чего является «тепловой удар». В открытом огне сгорают или обугливаются элементы зданий и конструкций, выполненных из сгораемых материалов, происходит пережог, деформация и обрушение металлических ферм, балок перекрытий и других конструктивных деталей сооружения.

Смотрите видео: «Опасные факторы пожара»


Повышенная температура окружающей среды

Может вызвать разной степени ожоговые поражения дыхательных путей, кожи и глаз человека. Допустимая температура нагрева кожи 45 °С, после чего появляется боль. Человек может выдержать температуру окружающего воздуха 95–120 °С в течение 35–20 минут, 60–70 °С в течение 80–40 минут. При температуре воздуха около 150 °С происходит практически мгновенный ожог дыхательных путей.

Токсичные продукты горения и дым.

При неполном сгорании веществ образуется дым. В дыму человек теряет ориентацию в пространстве. Эвакуация в таких условиях затрудняется или становится невозможной. Кроме того дым представляет собой смесь продуктов горения, в том числе и ядовитых соединений: оксид углерода, синильную кислоту, фосген, альдегиды и пр.

Угарный газ

Это ядовитый газ, невидимый и не имеющий запаха. Человек может погибнуть от него в течение нескольких минут. Токсическое действие угарного газа основано на том, что, попадая в организм человека, он связывается с гемоглобином крови прочнее и в 200—300 раз быстрее, чем кислород, блокируя процессы транспортировки и передачи кислорода тканевым клеткам, что приводит к кислородному голоданию. Симптомами отравления угарным газом являются: головная боль, удушье, стук в висках, головокружение, боли в груди, сухой кашель, тошнота, рвота, зрительные и слуховые галлюцинации, повышение артериального давления, двигательный паралич, потеря сознания, судороги.

Вот почему опасен не только и даже не столько огонь, сколько дым и гарь от него.

Чтобы защититься от дыма при пожаре желательно дышать через влажный тканевый платок. Перемещаться в дыму нужно пригнувшись или на четвереньках. В 30-40 сантиметрах от пола легче всего дышать при пожаре. Концентрация дыма и температура там ниже, чем в остальном помещении.

Пониженная концентрация кислорода

Недостаток кислорода оказывает существенное влияние на людей при пожарах. Пониженное содержание его во вдыхаемом воздухе при даже при отсутствии токсичных газов может препятствовать эвакуации и привести к гибели людей. Содержание кислорода в начальной стадии пожара снижается до 16 %, в то время как уже при 17 % происходят ухудшение двигательных функций, нарушение мускульной координации, затруднение мышления и притупление внимания.

Опасность взрыва

При пожаре возможен взрыв горючих веществ и образование взрывной волны, вызывающей разрушение конструкций и поражение человека.

Контрольный тест по ОБЖ в 8 классе

Какую химическую формулу имеет синильная кислота?

2. Что собой представляет синильная кислота?

А. бесцветный кристаллический порошок с запахом тухлого мяса

Б. бесцветная, легколетучая жидкость с запахом горького миндаля

В. желтоватый, легколетучий газ с запахом огуречной свежести

Г. зеленоватый легколетучий газ с запахом огуречной свежести

3. Какую химическую формулу имеет сероводород?

4. Что собой представляет сероводород?

А. бесцветных газ с запахом тухлых яиц

Б. бесцветный газ с запахом миндаля

В. газ зеленоватого цвета без запаха

Г. газ синеватого цвета с резким запахом тухлого мяса

5. Что происходит с сероводородом в результате аварии на производстве?

А. происходит взрыв

Б. стелется по земле, заполняя низменные места, подвалы, первые этажи зданий

В. возникает пожар

Г. возникает криминогенная ситуация

6. Какие свойства сероводорода роднят его с хлором?

Б. легче воздуха, лучше горят

В. тяжелее воздуха, ядовит

Г. при аварии заполняют низины, подвалы, первые этажи зданий

7. Какую химическую формулу имеет фосген?

8. Что собой представляет фосген?

А. газ синеватого запаха с запахом тухлых яиц

Б. газ зеленоватого цвета без запаха

В. бесцветный газ с запахом прелого сена

Г. бесцветный газ с запахом миндаля

9. Что способствует распространению СДЯВ по окрестностям?

Б. движение воздуха

10. В чём состоит опасность распространения СДЯВ?

А. такой опасности не существует

Б. создается угроза поражения не только рабочих и служащих предприятия, где произошла авария, но и для проживающего вблизи населения

В. создается угроза заражения для окружающей среды

Г. создаются предпосылки для эргонометрической катастрофы

11. Что необходимо делать после оповещения об угрозе химического заражения, находясь дома?

А. не следует ничего предпринимать

Б. следует выбежать на улицу

В. следует провести герметизацию помещения

Г. следует кричать и звать на помощь

12. Какие правила поведения следует соблюдать, находясь в зоне химического заражения?

А. таких правил не существует

Б. не следует укрываться на первых этажах многоэтажных зданий

В. следует выйти из зоны химического заражения, двигаться быстро, но не бежать

Г. следует бегом преодолеть зону химического заражения

13. Как необходимо защищать органы дыхания в случае химического заражения местности?

А. такой защиты не существует

Б. следует надеть плотную одежду

В. следует надеть средства индивидуальной защиты

Г. следует прикрыть органы дыхания тыльной стороной ладони

14. С чей помощью радиоактивные вещества (РВ) могут распространяться на значительные расстояния от места аварии?

А. с помощью ветра

Б. с помощью дождя

В. с помощью человека

Г. с помощью продуктов питания

15. Чем опасно радиоактивное загрязнение окружающей среды?

А. не представляет опасности

Б. опасно для окружающей природной среды

В. опасно для животных

Г. опасно для жизни человека

16. Что необходимо предпринять, если по условиям радиационной обстановки дальнейшее пребывание людей в данной местности небезопасно?

А. не следует ничего предпринимать

Б. следует обеспечить население усиленным питанием овощами и фруктами

В. следует произвести эвакуацию населения

Г. следует произвести перепись населения

17. Что необходимо взять с собой при эвакуации?

А. самое необходимое

Б. документы, деньги, тёплую одежду

В. плиту, холодильник, стиральную машину

Г. средства индивидуальной защиты

18. В каких органах накапливается радиоактивный йод?

Г. в щитовидной железе

19. Что такое СДЯВ?

А. химические вещества, которые не применяются в хозяйственных целях

Б. химические вещества, которые используются для неблагоприятными природными явлениями

В. химическое вещество, которое применяется в хозяйственных целях и обладает способностью вызывать массовые поражения людей и животных

Г. химическое веществ, которое применяется в хозяйственных целях и не обладает способностью вызывать массовые поражения людей и животных

20. Какие вещества относятся к СДЯВ?

В. алюминий, селен

Г. сероводород, синильная кислота

21. Какое ядовитое вещество образуется во время пожара?

22. Чем опасно ядовитое вещество, которое образуется во время пожара?

А. никакой опасности

Б. человек может почувствовать лёгкое недомогание

В. человек может отравиться и погибнуть

Г. человек не может отравиться и тем более погибнуть

23. Что собой представляет хлор?

А. газ желто-зеленоватого цвета с резким запахом хлорки

Б. вещество зеленого цвета без запаха

В. газ желтого цвета без запаха

Г. твердое вещество зеленого цвета с резким запахом

24. Что собой представляет аммиак?

А. вещество не имеет ни цвета, ни запаха

Б. бесцветный газ с резким запахом «нашатырного спирта»

В. газ зеленоватого цвета с запахом прелого сена

Г. белое кристаллическое вещество с запахом озона (воздух после грозы)

25. Какое распространённое название имеет аммиак?

Какое ядовитое вещество образуется во время пожара

Книга посвящена проблемам загрязнения окружающей среды при авариях промышленных предприятий и объектов разного профиля и имеет, в основном, обзорный справочный характер.

Изучается динамика аварийных турбулентных выбросов при наличии атмосферной диффузии, характер расширения турбулентных струйных потоков, их сопротивление в сносящем ветре, эволюция выбросов в реальной атмосфере при наличии инверсионных задерживающих слоев.

Классифицируются и анализируются возможные аварии с выбросами в атмосферу загрязняющих и токсичных веществ в газообразной, жидкой или твердой фазах, приводятся факторы аварийных рисков.

Рассмотрены аварии, связанные с выбросами токсикантов в атмосферу, описаны математические модели аварийных выбросов. Показано, что все многообразие антропогенных источников загрязнения атмосферного воздуха при авариях условно может быть разбито на отдельные классы по типу возникших выбросов и характеру движения их вещества. В качестве источников загрязнений рассмотрены пожары, взрывы и токсичные выбросы. Эти источники в зависимости от специфики подачи рабочего тела в окружающее пространство формируют атмосферные выбросы в виде выпадающих на поверхность земли твердых или жидких частиц, струй, терминов и клубов, разлитий, испарительных объемов и тепловых колонок. Рассмотрены экологические опасности выбросов при авариях и в быту.

Книга содержит большой иллюстративный материал в виде таблиц, графиков, рисунков и фотографий, который помогает читателю разобраться в обсуждаемых вопросах. Она адресована широкому кругу людей, чей род деятельности связан преимущественно с природоохранной тематикой: инженерам, научным работникам, учащимся и всем тем, кто интересуется экологической и природозащитной тематикой.

Книга: Прикладные аспекты аварийных выбросов в атмосферу

5.1. Вредные вещества, поступающие в атмосферу при пожарах

5.1. Вредные вещества, поступающие в атмосферу при пожарах

Пожар можно определить [169] как неконтролируемое горение, развивающееся во времени и в пространстве. В отличии от горения, понимаемого процессом прогрессивно ускоряющегося выделения тепла и света в результате химических реакций и широко используемого человеком на всех этапах его существования, пожар приносит материальный ущерб и гибель живых организмов. Одной из основных причин гибели людей при пожарах промышленных объектов и современных жилых и административных зданий (более 80 % случаев) является острое отравление газообразными продуктами горения различных строительных материалов и конструкций.

Быстрое отравление организма возможно в результате загрязнения окружающей атмосферы вредными веществами в поражающих организм концентрациях (токсодозах) или количествах, создающих угрозу для жизни и здоровья.

Наиболее токсичны продукты горения синтетических полимерных материалов. Большинство пластмасс при горении выделяют ядовитые вещества — такие как: оксид углерода, циан водорода, хлористый водород, акролеин, окислы азота, различные алифатические и ароматические углеводороды и др. Чрезвычайно опасен в санитарно-гигиеническом отношении поролон, применяемый для изготовления мебели. Этот продукт при горении выделяет ядовитый газ, содержащий цианистые соединения, даже в незначительных количествах являющиеся высокотоксичными и поражающими дыхательную и нервную системы человека.

Возгорание горючих материалов таких, как рубероид, битум, различной кабельной продукции приводит к поступлению в воздух токсичных продуктов деструкции (разрушения) сгоревших полимерных материалов с выделением фосгена, хлористого и цианистого водорода, хлорированных и ароматических углеродов, относящихся к веществам преимущественно удушающего, общеядовитого и нейротропного действия. Концентрации этих веществ при пожарах могут достигать опасных для жизни уровней. Известно, что сгорание всего лишь 1 г различных полимерных материалов приводит к выделению до 144 мг окиси хлористого водорода, до 167 мг окиси углерода, что намного превышает поражающие и смертельные концентрации этих веществ в помещениях среднего объема.

Причиной гибели людей может быть высокая температура задымленной среды. Вдыхание продуктов сгорания, нагретых до 6 °C, даже при 0,1 % содержании оксида углерода приводит к летальному исходу.

Опасным задымлением считается такое, при котором видимость не превышает 10 м. Концентрация оксида углерода в воздухе до 0,2 % вызывает смертельные отравления людей при пребывании их в зоне в течение 30–60 минут, а при концентрации 0,5–0,7 % — в течение нескольких минут.

Выход дыма при горении сильно зависит от условий горения. При тлении масса образующегося дыма может увеличиваться во много раз. Так, для дерева при небольших пожарах относительная масса дыма составляет 3–6 % от массы сгораемого вещества, увеличиваясь до 15 % при тлении; при горении нефтепродуктов, пластмасс, резины — от 1 до 15 % и от 5 до 40 % — при тлении; в качестве средней оценки можно принять 4 %.

Лесные пожары вносят хотя и меньший, чем городские, но весьма заметный вклад в задымление земной атмосферы. Приведем оценки выхода дыма при природных пожарах. Запас сухих горючих материалов в наиболее продуктивных лесах средних широт Северного полушария составляет 25–30 кг/м 2 . Примерно 15–20 % этого материала приходится на легко воспламеняемую, полностью сгорающую часть — мох, опад, подстилку. В малопродуктивных лесах запасы сухого материала невелики — около 1 кг/м 2 . Средний запас сухой древесины около 15 кг/м 2 . Доля выгоревшего торфа варьируется в широких пределах. Таким образом, в среднем в лесах сгорает 5 — 10 кг/м 2 горючего материала, не считая торфа.

Воспламенение древесины может произойти как от открытого источника огня (пламени или искры), так и от нагретых предметов или горячих газов. При повышении температуры до 125 °C из древесины быстро испаряется влага; после этого она разлагается с выделением горючих летучих веществ. При температуре выше 210 °C и наличии источника открытого огня воспламеняются летучие вещества, температура повышается и процесс переходит в экзотермическую стадию горения с выделением тепла. При температуре 260 °C начинается длительное и устойчивое горение летучих продуктов пиролиза древесины с образованием пламени и дальнейшим повышением температуры. При температуре 450 °C и более пламенное горение древесины переходит в беспламенное горение угля с температурой до 900 °C.

Древесина способна к самовоспламенению при температуре свыше 330 °C. При длительном нагревании температура ее самовоспламенения значительно снижается. Например, самовоспламенение древесины наблюдалось при 166 °C через 20 ч. Это явление необходимо учитывать при размещении деревянных конструкций вблизи нагреваемых предметов (отопительных приборов, труб, дымоходов и т. п.). В данном случае должны быть обеспечены такие условия изоляции от нагревания, чтобы установившаяся, длительно действующая температура не превышала 50 °C.

При горении в атмосферу выбрасываются не только твердые частицы, но и пыли органического и минерального происхождения. В любом топливе есть сернистые соединения (пирит, образованный бактериями), соединения азота (остатки аминокислот) и др. Топливо сгорает, а запас сернистых соединений обращается в оксид серы; азот топлива превращается в оксид азота. Сернистые газы и водяные пары, содержащиеся в воздухе, образуют аэрозоль сернистой и серной кислот. Оксиды азота и вода образуют азотную кислоту.

Попадая в атмосферу с восходящими воздушными потоками, эти соединения способны сформировать токсичные облачные структуры, из которых они проливаются в виде дождей. Общепризнанно, что кислотные дожди являются причиной гибели растительности и животных, а также приводят к другим негативным изменениям окружающей природной среды.

Вокруг промышленных объектов, являющихся источниками кислотных дождей, в радиусе 3–5 км практически уничтожен травяной покров, погибают хвойные деревья. На склонах пересеченного рельефа интенсивно развиваются эрозионные процессы: смывается гумусовый горизонт, сеть глубоких эрозионных промоин и рытвин расчленяет поверхность. Ландшафт вокруг такого объекта становится антропогенной пустыней.

Радиус общего загрязнения атмосферного воздуха крупными промышленными предприятиями оценивается величиной

30 км; радиус зоны максимального загрязнения составляет от 10 Н до 14 Н, где Н — высота заводских труб. Воздух загрязнен пылью, двуокисью азота, фенолом, сажей, свинцом.

Значительным источником загрязнения атмосферы является автотранспорт. Автомобили сжигают миллионы тонн бензина и дизельного топлива, расходуют миллионы тонн кислорода и выбрасывают огромное количество продуктов горения, содержащих угарный газ, оксиды азота, свинец, бензапирен и многие другие токсичные вещества; подсчитано, что среднестатистический автомобиль выбрасывает в год 0,8 т вредных веществ.

Читайте также:  Последовательность действий при пожаре в квартире
Оцените статью
Добавить комментарий