Аварийный выход определение

Еще раз про «запасные» выходы и пути к ним

Интересно, почему всё, что неправильно и вредно – настолько живуче? Пять лет назад (и, как мы нескромно думаем после наших публикаций на эту тему) из ГОСТ Р 12.2.143.2009 было исключено абсолютно устаревшее, неправильное, противоречащее современной пожарной терминологии понятие «запасный выход». И особенно странно, что некоторые коллеги, в том числе и разработчики нормативных документов, позволяют себе снова вносить путаницу и раздрай. Именно поэтому мы снова поднимаем этот вопрос.

«Пожарный», «запасный», «экстренный», «второй» «на лестницу» «аварийный» как только не именуют несчастные эвакуационные выходы. Причем эти наименования находят свое отражение и в нормативных документах, и в обозначениях которые наклеивают на эти двери те, кому приходится отвечать за противопожарную защиту объектов. В сети полно предложений купить те или иные знаки подобного рода.

Магазин “Пятерочка”, Москва, Литовский бульвар, дом 48, 2019 год

ТЦ Капитолий, Москва, 2017 год

Торговый Центр “Принц Плаза”, Москва 2020

Гостиница “Пекин”, Москва, 2019

Центральный Детский магазин, Лубянка, Москва, 2019

Как только мы видим такие названия нас начинает коробить. Потому что те, кто внедряет всё это в практику попросту запутывает еще больше людей, которые и так слабо представляют, куда нужно идти и чем нужно пользоваться в случае пожара. Более того, в данном конкретном случае термины становятся очень важны, так как именно правильно определив тот или иной объект, используя в отношении его правильный и соответствующий закону термин можно принять относительно этого объекта решение, влияющее на безопасность человека положительно. Именно в этом опасность употребления понятия вынесенного в заголовок этой статьи.

Посмотрим сначала на историю данного вопроса. Привычка делить пути эвакуации на основные и запасные начала формироваться с классического учебника «Пожарная профилактика в строительстве» в том числе и применительно к описанию планов эвакуации. Именно оттуда пошло это название и обычай использовать при разработке схем движения линии.

Правильно ли написали корифеи пожарной охраны в этом классическом учебнике? Для того времени – правильно, но только лишь с одной стороны. Использование более надежной с позиций незадымляемости лестница и может привести к другой угрозе, еще более вероятной. Перегрузить т.н. безопасную (с позиций незадымляемости) лестницу, направив на неё всех эвакуирующихся, это значит сделать её более опасной с точки зрения движения человека в толпе. Может быть, для 85 года это было объективно. Но сейчас, все выходы в принципе одинаково безопасны. Поэтому нам предствляется, что авторы учбеника в этом – ошиблись. И ничего страшного или крамольного в таком признании нет. Всё развивается, и со временем вносятся изменения даже в основы основ. У авторов учебника были другие проблемы, перед ними стояли более насущные задачи защиты от огня, и объективно им некогда и не нужно было думать над тем, что должны улучшить и развить мы, их ученики. В том числе это касается и темы нашей статьи.

Из учебника ошибочный подход перекочевал в первый нормативный документ, которые описывал то, как надо делать планы. Обратите внимание, что в отличие от учебника, где разделение путей на резервные и основные было обосновано, в нормативном документе никаких обоснований не приводится. В нем просто написано “надо” и без объяснений когда и как надо показан совершенно неправильный пример разработки.

Обратите внимание: выход ведущий наружу, по какой-то причине обозначен как тот, которым лучше не пользоваться. Почему? Неизвестно. Никаких обоснований, в отличие от учебника в ГОСТе не приводится.

Ту же ошибку повторили и в редакции ГОСТ от 2009 года. Пример правда убрали, но вот само понятие и подход оставили. Только в 2012 году после того, как мы подготовили несколько статей на эту тему и обратили внимание Росстандарта на несоответствие текста ГОСТ и Технического регламента, (в котором не было термина “запасный выход” которым оперировали в ГОСТ), в норму были внесены соответствующие изменения и мы, наконец, избавились от этой неприятности. Избавились на бумаге, но не избавились в головах. Многие «по привычке» продолжают употреблять этот термин, не понимая его вреда.

Запасной выход, что это? Такого понятия в теории эвакуации вообще нет! Есть понятие «эвакуационный выход», то есть то пространство в ограждающих конструкциях, через которое можно безопасно покинуть здание в том случае если в нем возникнет неконтролируемое горение.

Такой проем характеризуется несколькими признаками, свойствами, которые собственно и обусловливают безопасность его использования.

Прежде всего, такими условиями являются их расположение на этаже. В этой статье мы подробно рассуждали том, как современное пожарное законодательство оценивает этот фактор и связывает с ним безопасность движения, а в этой приводили правовой казус, связанный с данным условием.

Второй фактор – это, несомненно, геометрия самого проема, через который будут выходить люди. Естественно, что это важно и особенно тогда, когда мы прокладываем на плане эвакуации маршрут для потока людей. Если ширина или высота проема не отвечает этим требованиям, то и использовать его в случае пожара недопустимо.

Третье условие безопасности – заполнение самого проема. Если в нем установлены рольставни, роллеты, сдвижные, опускные или вращающиеся двери то это напрямую влияет на ту самую геометрию, которая описана чуть выше.

И, в четвертых, есть требования к содержанию, эксплуатации выхода, который определен как «эвакуационный». В том числе и пресловутое обеспечение незадымляемости, о котором писали в учебниках. Но в любом случае, какой бы тип – более или менее надежный, не использовался бы для движения, безопасность его гарантируется. Именно такая дверь должен открываться изнутри, как правило, по направлению потока, должен открываться изнутри без каких-либо ключей и даже не должен иметь возможности такого запирания. Именно к такому проему подходы должны быть свободны. Именно эти пути защищаются от дыма.

Никаких аналогичных требований к другим дверям нет. Проемы, которые перечисленным требованиям не отвечают, называются «аварийными». Но никак не по-другому. Никаких «запасных» или «пожарных» выходов нет. И употребление иного варианта термина, говорит только о том, что человек остался где-то году в 1985 или, в лучшем случае, в 2002 и не имеет представления о современных реалиях пожарного нормирования.

Итак, существуют только два типа выходов, определяемых в главном, в «пожарном» техническом регламенте.

Первый тип – эвакуационные (безопасные) Второй тип – аварийные (опасные)

Нужно ли прокладывать маршруты к дверям второго типа? К выходам, не отвечающим требованиям безопасности? Надо ли обозначать маршруты, ведущие к ним пунктирной линией? ГОСТ вроде это требует. Надо ли следовать этому предписанию?

Обратите внимание, так или иначе авторы учебника выдержку из которого мы приводим выше, направляли людей ТОЛЬКО к безопасным выходам. Одни могли быть более безопасны, другие менее – но, все они были эвакуационными! Про так называемые запасные речь вообще не шла!

ГОСТ предлагает нам направить человека куда-то явно не туда.

Смоделируем, как будут развиваться события в данном случае. Человек смотрит на план, где указаны фактически противоположные направления. Запомнит ли он их на уровне маршрута своего перемещения? Нет. В рассуждении о наших целях мы давно озвучили ограниченность ресурсов памяти. Дать на схеме минимум блоков информации, обеспечивающих запоминание маршрута по которому можно покинуть опасную зону – вот наша задача. Именно поэтому, нам нужно ОСВОБОДИТЬ план эвакуации от всего ненужного. В том числе от пунктирных линий, которые не приведут ни к чему, кроме запутывания человека.

Именно поэтому, человеку не нужны пунктирные линии, особенно, если они показаны, так, как на этих иллюстрациях и как этого требует современный ГОСТ 12.2.143.2009

Читайте также:  Виды сетевых атак

Что будет в итоге такого “указания”. Читающий план только запутается. Само по себе такое обилие пунктирных линий загромождает план, делая его неудобоваримым для чтения. Предписание “определить” свое местоположение по такому рисунку звучит как издевательство. И, если предположим, человек немного запутается, воспримет т.н. «запасный» выход как именно, что эвакуационный, то он пойдет к нему. И, не дай бог, может быть, поведет к нему окружающих людей.

В результате, дойдя до двери, эвакуирующиеся обнаружат то, что она закрыта, то, что проем слишком узкий, что дверь завалена, или рольставни опущены.

Ведь если настоящие безопасные проходы эксплуатируются с нарушениями правил, то что ждать от тех дверей, эксплуатация которых вообще не регламентирована нормами.

И люди эти – погибнут.

И тогда возникнет вопрос: Почему люди погибли? Ответ у прокурора будет очевиден – кто-то предписал им идти в неверном направлении.

Кто же неправильно ориентировал людей? Да тот, кто разработал неправильные планы эвакуации с указанием аварийных проемов и маршрутов к ним.

И возьмут бедного разработчика в оборот органы прокуратуры. И будут спрашивать, как же так, Вы указали неверный маршрут, почему не к безопасным выходам, а каким-то «запасным»?

И бедный разработчик не будет знать, что ответить. Нет, он будет лепетать про ГОСТ, про требования, на что получит резоный ответ прокурора: «Вы – специалист, Вы должны были предвидеть данную ситуацию, Вы должны были сделать хотя бы оговорку, предупредить о том, что аварийный выход априори опасен.

Именно поэтому, если мы и вынуждены указывать такие выходы мы делаем в текстовой части предупреждение:

Хотя это – исключение. Обычно мы вообще не указываем такие двери, чтобы не отвлекать внимание людей на то, что не должно удержаться в их памяти. И только если эта дверь постоянно используется людьми, и они могут спутать свой эвакуационный маршрут с привычным, повседнемным, мы должны показать, что на этаже есть места, которые не отвечают условиям защиты человека от опасных факторов, связанных с горением, мы обозначаем их специальным знаком. Но вовсе не для целей буквального и тупого исполнения нормы. А именно, чтобы предостеречь людей от ошибочного выбора! Потому что в данном случае, простите за простоту изложения, плевать мы хотели на то, что предписывает ГОСТ, главное – безопасность.

Есть и еще один довод, почему не каждый проем в стене аварийный выход. При составлении определения данного термина, коллеги нормотворцы пошли по легкому пути. Все что не А – есть Б, говорит нам официальное определение термина аварийный выход. Но коллеги, тогда любой проем в стене можно причислить к «аварийному», в том числе и окна? У нас есть примеры того, как людей направляют и в окно. И тогда, что, ко всем окнам должны вести пунктирные линии??

Можно подытожить: есть требования, придуманные непрофессионалами, есть требования актуальные в 1985 году, но утратившие смысл сейчас, есть требования, которые были составлены с ошибками, ведь даже корифеи – ошибаются. Не все требования нужно бездумно выполнять. Здесь мы разобрали это более чем подробно.

И поэтому наша задача не тупо следовать ГОСТу, а думать над тем, чем мы занимаемся. И если указание «аварийных» дверей на планах эвакуаии вредит больше, чем помогает, то и указывать их не надо. И тем более не надо указывать их как «запасные», даже если они, по какому-то недоразумению опять «пролезли» в новую редакцию ГОСТ 12.4.026, редакцию 2017 года, в которой с «восхитительной» непоследовательностью и нелогичностью «аварийный» выход, следует обозначать знаком «запасный».

По этому поводу мы подготовим запрос, в адрес РОССТАНДАРТА, а пока не будем использовать то, что ошибочно, по своей сути.

Мы всегда работаем именно по варианту осмысленному и направленному на защиту людей. Поэтому считаем указание маршрутов к дверям, не отвечающим требованиям безопасности – ошибкой.

Дополнение: после нашего запроса в Росстандарт, в ГОСТ 12.4.026 были внесены изменения, а именно знае Е23, о нелогичности обозначения которого мы упомянули выше, будет заменен на такой:

Это “метание” нормотворцев, затраты тех, кто производил или покупал “неправильные знаки” – тема для отдельной статьи, а пока удовлетворимся тем, что всё таки, спустя два года ошибки исправляются.

Для цитирования: П.Ю. Князев “Еще раз про «запасные» выходы и пути к ним” [электронный ресурс] “План эвакуации при пожаре”. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://fireevacuationplan.ru/putnews.php? >

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, грузовые ворота на дебаркадере являются ли эвакуационным выходом? И надо ли обозначать эти ворота на плане эвакуации?

Очень хороший вопрос. мы подготовим отдельную статью на эту тему.

Вопрос 3. Эвакуационные и аварийные выходы: понятия, определения

Эвакуация представляет собой процесс организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений, в которых имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара. Эвакуацией также следует считать несамостоятельное перемещение людей, относящихся к маломобильным группам населения, осуществляемое обслуживающим персоналом.

Эвакуация осуществляется по путям эвакуации через эвакуационные выходы.

Для обеспечения безопасной эвакуации людей эвакуационные пути и выходы должны отвечать определенным требованиям.

Во внутренних и наружных стенах имеются различные проемы, разнообразные пути движения людей (проходы, фойе, коридоры, лестницы и т.п.). Однако не каждый проем можно считать эвакуационным выходом и не всякий коридор или лестницу – эвакуационным путем.

К эвакуационным выходам и путям относятся только такие, которые обеспечивают безопасное удаление людей от источника опасности за пределы помещений, здания или сооружения.

Согласно Федерального закона №123-ФЗ выходы являются эвакуационными, если они ведут:

а) из помещений первого этажа наружу:

через вестибюль (фойе);

через лестничную клетку;

через коридор и вестибюль (фойе);

через коридор и лестничную клетку;

б) из помещений любого этажа, кроме первого;

непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

в коридор, ведущий непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

в холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

в) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категории А или Б) на том же этаже, обеспеченное выходами, указанными в «а» и «б»; выход в помещение категории А или Б допускается считать эвакуационным, если он ведет из технического помещения без постоянных рабочих мест, предназначенного для обслуживания вышеозначенного помещения категории А или Б.

Выходы из подвальных или цокольных этажей, являющиеся эвакуационными, как правило, следует предусматривать непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток здания.

Выходы не являются эвакуационными, если в их проемах установлены раздвижные или подъемно-опускные двери и ворота, ворота для железнодорожного подвижного состава, вращающиеся двери и турникеты.

Калитки в распашных воротах могут считаться эвакуационными выходами.

Выходы, не отвечающие требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, могут рассматриваться как аварийные и предусматриваться для повышения безопасности людей при пожаре. Аварийные выходы не учитываются при эвакуации в случае пожара.

К аварийным выходам также относятся:

а) выход на открытый балкон или лоджию с глухим простенком не менее 1,2 м от торца балкона (лоджии) до оконного проема (остекления двери) или не менее 1,6 м между остекленными проемами, выходящими на балкон (лоджию);

б) выход на открытый переход шириной не менее 0,6 м, ведущий в смежную секцию здания класса Ф1.3 или в смежный пожарный отсек через воздушную зону;

в) выход на балкон или лоджию, оборудованные наружной лестницей, поэтажно соединяющей балконы или лоджии;

г) выход непосредственно наружу из помещений с отметкой чистого пола не ниже – 4,5 м и не выше +5,0 м через окно или дверь с размерами не менее 0,6х0,8м; при этом выход через приямок должен быть оборудован лестницей в приямке, а выход через люк – лестницей в помещении; уклон этих лестниц не нормируется;

д) выход на кровлю здания I, II, III степеней огнестойкости классов С0 и С1 через окно, дверь или люк с размерами и лестницей по «г».

Читайте также:  Как действовать при оползне

Из технических этажей, предназначенных только для прокладки инженерных сетей, допускается предусматривать аварийные выходы через двери с размерами не менее 0,75х1,5 м, а также через люки с размерами не менее 0,6х0,8 м без устройства эвакуационных выходов.

Аварийный выход

У нас есть дверь в помещении, через которую удобно эвакуироваться, в случае ЧС. Однако оборудовать ее в соответствии с требованиями к эвакуационному выходу нет возможности. При этом эвакуационный выход в здании есть, оборудован по всем требованиям, но располагается он не очень удобно для людей.

Можем ли мы сделать эту дверь “аварийным выходом”, есть ли вообще такое понятие, и каковы требования к нему? При этом от эвакуационного отказываться мы не собираемся, он остается на месте, “аварийный выход” хотим создать в дополнение к официальному эвакуационному.

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” (ред. от 10.07.2012) аварийный выход – дверь, люк или иной выход, которые ведут на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону, используются как дополнительный выход для спасания людей, но не учитываются при оценке соответствия необходимого количества и размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов и которые удовлетворяют требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.

В соответствии с п.4.2.8 СП 1.13130.2009 “Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы” (в редакции от 09.12.2010) выходы, не отвечающие требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, могут рассматриваться как аварийные и предусматриваться для повышения безопасности людей при пожаре. Аварийные выходы не учитываются при эвакуации в случае пожара.

В соответствии с п.6.2.2 ГОСТ Р 12.4.026-2001 “Государственный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний” (ред. от 23.07.2009) знак безопасности Е 23 “Запасный выход” (таблица И.1) должен размещаться над дверями, ведущими к выходу.

В соответствии с п.6.2.3 ГОСТ Р 12.2.143-2009 “Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля” (ред. от 14.12.2011) планы эвакуации должны состоять из графической и текстовой частей. Графическая часть должна включать в себя этажную (секционную) планировку здания, сооружения, транспортного средства, объекта с указанием:

а) эвакуационных путей и выходов;

б) лестницы, лестничные клетки и аварийные выходы, предназначенные для эвакуации людей;

в) места размещения самого плана эвакуации;

г) места размещения средств противопожарной защиты, спасательные и медицинские средства связи, обозначаемые знаками пожарной безопасности и символами ИМО.

Соответственно, выход (дверь, люк или иной выход), который ведет на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону, но не отвечает требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, может рассматриваться как аварийный выход и предусматриваться для повышения безопасности людей при пожаре, при этом данный аварийный выход не учитывается при эвакуации в случае пожара.

Данный выход обозначается знаком безопасности “Запасной выход” (знак размещается над данной дверью).

На плане эвакуации аварийный выход обозначается цветографическим изображением знака безопасности “Запасной выход”.

Аварийные (запасные) пути и выходы

Определение аварийным путям и выходам дает СП 112.13330.2011. Ими считаются выходы из строительных объектов наружу или в безопасные зоны, которые в полной мере не отвечают нормативным требованиям к эвакуационным путям, выходам, но могут использоваться для повышения уровня безопасности людей в случае появления очага пожара.

Табличка “Аварийный выход” в вагоне поезда

Чем отличается аварийный выход от эвакуационного – он никак не учитывается при эвакуации при пожаре.

«Аварийный» подразумевает задействование всех возможностей спастись из задымленного, горящего здания, которые в обычных условиях лучше не использовать, а выходить из объектов штатными способами, через пути эвакуации, выходы, которые предлагает план эвакуации при пожаре.

Назначение

Аварийные пути, выходы – это дополнительная возможность, шанс спастись, в случае невозможности добраться до остальных эвакуационных выходов, для работников, обслуживающего, дежурного персонала предприятий, организаций; а также жителей многоквартирных домов, неплохо знакомых с планировкой места своей работы или проживания.

К аварийным выходам относятся люки, а также те коридоры, лестницы, двери, которые по своим параметрам, размерам по ширине и высоте не отвечают жестким требованиям противопожарной нормативной документации к эвакуационным выходам, путям, ведущим наружу из зданий или сооружений.

Если к эвакуационным путям, выходам предъявляются следующие требования:

  • высота на путях эвакуации, будь то коридор, или дверной проем – не меньше 2 м (в свету);
  • ширина прохода от 0,7 м, ведущего к одиночному месту для работы;
  • ширина – до 1,2 м, если он предназначен для эвакуации постояльцев гостиниц, санаториев; посетителей поликлиник; пациентов больниц; жителей многоквартирных домов,

то допустимые габариты коридоров, проходов, дверей, люков для аварийного покидания помещений строительных объектов могут быть значительно меньше, это указано в противопожарных нормах.

Требования и нормы

Законодательные акты, противопожарные нормы, своды правил, которые регламентируют проектирование, устройство аварийных выходов для строительных объектов различного конструктивного, функционального назначения:

  • Федеральный Закон № 123-ФЗ в статье 53 указывает, что объемно-планировочные решения, конструктивное исполнение путей эвакуации, должны позволить людям безопасно их покинуть. Поэтому дополнительное использование аварийных путей для персонала объектов, жителей домов, знакомых с их планировкой, нисколько не противоречат этим требованиям.
  • СНиП 21-01-97*, определяет пожарную безопасность любых проектируемых, строящихся, эксплуатируемых объектов, с приоритетом требований обеспечения безопасности людей.
  • СП 1.13130.2009, регламентирующий как устройство эвакуационных, так и оборудование аварийных путей, выходов из помещений, пожарных отсеков, зданий различного назначения.
  • ГОСТ 31471-2011 – о механизмах открывания дверей любых видов выходов из строительных объектов.

В последнем документе указано:

  • Такие устройства необходимо включать в состав строительных объектов защиты на стадии проектирования, возведения, а также эксплуатации.
  • Аварийными выходами должен пользоваться исключительно постоянный персонал, работающий на объектах, который прошел инструктаж по пожарной безопасности, действиях при пожаре.

Пожарные на объекте

ГОСТ 31471-2011 дает и наиболее понятное, полное определение аварийному выходу, называя его также запасным – тот, который предназначен для экстренной эвакуации персоналом при пожаре.

Основные требования пожарной безопасности к аварийным путям и выходам изложены в СП 112.13330.2011, который является актуализированной редакцией СНиП 21-01-97*. Этот свод правил причисляет следующие выходы к аварийным:

  • На балкон (лоджию) квартиры жилого дома при наличии глухого простенка шириной не меньше 1,2 м от его торца до дверных или оконных проемов, или не меньше 1,6 м между ними.
  • Ведущим на переходы шириной не меньше 0,6 м, что ведут в соседнюю блок-секцию, если это жилой многоквартирный дом, или в соседний пожарный отсек.
  • На балконы или лоджии, оснащенные наружными вертикальными типами пожарных лестниц, что поэтажно соединяют квартиры здания многоэтажного жилого дома через них.
  • Сразу на улицу из подвала – помещения не ниже – 4,5 м; или 1, 2 этажей здания – не выше + 5,0 м через дверные, оконные проемы габаритами не меньше 0,75 х 1,5 м; через люки, имеющие минимальные размеры: ширина – 0,6; высота – 0,8 м.
  • На кровли строений I–III степеней стойкости к огню, имеющих класс пожарной опасности по используемым конструкциям – С0, С1, через дверные, оконные проемы, снабженные лестницами с ненормируемым уклоном.

В технических этажах строительных объектов, используемых исключительно для прохождения, обслуживания в них инженерных коммуникаций жизнеобеспечения зданий, допустимо проектировать аварийные выходы с дверными проемами размерами не меньше 0,75 х 1,5 м; через проемы люков габаритами не меньше 0,6 х 0,8 м.

СП 1.13130.2009 добавляет еще два правомерных случая проектирования, использования аварийных выходов:

  • При реконструкции существующих жилых многоквартирных домов высотой до 28 м с надстройкой еще одним этажом допустимо сохранение внутреннего типа эвакуационной лестницы – Л1, если надстраиваемый этаж будет обеспечен аварийным выходом.
  • Для многоуровневых квартир в жилых домах допустимо не проектировать выходы с каждого этажа, если помещения квартир располагаются не выше 18 м от уровня земли, а этажи без выходов на лестницу, имеют аварийные выходы.
  • В обоих случаях при устройстве аварийных выходов по наружным лестницам, переходам в соседние блок-секции/пожарные отсеки, наличии глухих простенков между проемами на балконах следует руководствоваться требованиями СП 112.13330.2011.
  • При оборудовании аварийных путей, выходов из мансардного этажа на кровли строений следует проектировать, монтировать площадки, переходные мостики с защитным ограждением, что ведут к наружным эвакуационным, пожарным маршевым лестницам.
  • В случаях, когда к зданиям производственных объектов примыкают наружные технологические установки, имеющие категорию по взрывопожарной опасности АН или БН, то все дверные проемы, расположенные в стене здания, выходящей в сторону такого оборудования, не следует рассматривать эвакуационными, а исключительно аварийными выходами.
Читайте также:  Как усилить сигнал сотовой сети

Согласно ГОСТ 12.4.026-2015, световое табло (панель) или табличка (картинка) над дверями аварийного выхода должна иметь надпись: «Запасный ВЫХОД» буквами белого цвета на сплошном зеленом фоне. С этим цветографическим изображением указателя аварийного выхода можно ознакомиться в таблице Л.1 «Эвакуационные знаки», код знака – Е23.

По ГОСТ Р 12.2.143-2009 двери любых видов выходов следует обязательно обозначать полосами из фотолюминесцентных материалов шириной не меньше 25 мм. При этом необходимо обозначить механизмы открывания, в том числе противопожарных замки, дверные ручки.

В автобусе

Обозначение на окнах «Разбить стекло молотком» можно увидеть практически в каждом маршрутном городском, рейсовом междугородном автобусе.

Запасный (аварийный выход) в пассажирских автотранспортных средствах различной вместимости, количества мест выглядит следующим образом:

  • Запасная (аварийная дверь) устанавливается дополнительно к служебным дверям, предназначенным для перемещения пассажиров. Используется как при необходимости для входа/выхода людей, а также при возникновении опасности. Кнопка аварийного открывания двери расположена на панели возле или над дверью в зависимости от конструкции, марки автотранспортного средства. Дверь водителя не считается аварийной, если для прохода к ней необходимо пресекать пространство между водительским сиденьем и рулевым колесом. Все двери автобусов должны открываться изнутри, снаружи.
  • Запасное (аварийное окно) предназначено для эвакуации пассажиров только при возникновении опасной ситуации. Окно должно: снабжаться механизмом экстренного удаления, либо полностью открываться или изготавливаться из легко бьющегося при точечном ударе, безопасного при разбитии стекла. В последнем случае запрещается применение многослойных материалов, пластмасс. Открываемые, удаляемые окна должны открываться, удаляться только наружу.
  • Аварийный люк – это проем в крыше, достаточный по размерам для покидания пассажирами объема автобуса только при возникновении опасных ситуаций, например, автотранспортных происшествий. Автобусы большой вместимости могут быть оборудованы аварийными люками в полу. Конструктивное исполнение таких люков должно быть скользящего или легко сбрасываемого типа, позволять открывать их изнутри, снаружи. Откидные конструкции люков запрещены.

Для обозначения запасных, аварийных выходов из рейсового междугородного, маршрутного автобуса необходима наклейка – знак (пиктограмма) «Аварийный выход». Ее следует располагать на видных местах возле них или прямо на них как внутри, так и снаружи. Устройства, механизмы управления открывания дверей, люков аварийных выходов также обозначаются знаками или надписями, выполненными красным цветом.

В самолете

Где в самолете находится дверь аварийного выхода, пассажирам любой авиакомпании России, будь это «Уральские авиалинии» или «Аэрофлот», обязательно в начале полета подробно расскажут стюардессы.

Для тех же пассажиров, кто благополучно проспал этот обязательный момент авиапутешествия, всегда есть возможность взять из кармана впереди расположенного кресла проспект того вида, марки самолета, на котором он летит; будь то европейский «Airbus (Аэробус) – А320», американский «Боинг 737-800» или новый российский «Сухой Суперджет-100», где указано количество аварийных выходов, направление движения к ним.

Схема самолета при покупке авиабилетов через интернет позволяет выбрать более комфортные для полета места у аварийного выхода, но надо знать, что в случае опасности пассажирам, сидящим на них, будет уже не так удобно, ведь им волей-неволей придется помогать бортпроводникам при открытии.

Покинуть самолет будет возможность в числе первых людей, эвакуирующихся из него.

Каждая дверь аварийного выхода в самолете имеет локальное освещение, указатель – стрелки: закрыт / открыт, подробную инструкцию по действиям в случае чрезвычайной ситуации.

Устройство, обозначение аварийных выходов в вертолете мало чем отличается от самолетов.