Упражнения с аварийно спасательным оборудованием и инструментом

Тема 31. Отработка приемов работы с аварийно-спасательным инструментом.

НазваниеТема 31. Отработка приемов работы с аварийно-спасательным инструментом.
Дата24.10.2019
Размер2.44 Mb.
Формат файла
Имя файлаТема № 31. Отработка приемов работы с аварийно-спасательным инст
ТипДокументы
#64541
страница1 из 3
Каталог

О до 90° и подвешивать на 5-6 м ниже проводов высокого напряжения.

При пересечении линий связи осветительной линией напряжением 110-220 Вт допускается крепление проводов линий связи на опорах осветительной линии. В этом случае провода линии связи крепятся ниже проводов осветительной сети не менее чем на 1,5 м.

Прокладка линии связи под проводами трамвайных и троллейбусных линий, а также контактных сетей электрифицированных железных дорог не разрешается. Для подвески линии связи могут использоваться опоры постоянных воздушных линий связи. В этих случаях кабель подвешивается не ниже 1,5 м нижнего провода постоянной воздушной линии связи и “на 3 м от земли. Кабель необходимо обвить два-три раза вокруг опоры, чтобы его укрепить. На земле кабель укладывается свободно, без натяжения и прикрепляется к предметам или специальным колышкам через 150-200 м.

В парке или в лесу кабель прокладывается по поверхности грунта или подвешивается без натяжения на деревьях на высоте около 3 м. На болотистой местности и в сырых местах кабель подвешивается на жердях–(шестах) или деревьях.

При прокладке линии связи через грунтовые и железные дороги рекомендуется использовать для этого водосточные трубы и мосты, а при их отсутствии кабель необходимо укладывать в траншеи глубиной не менее 20 см. Протягивать кабель между стыками железнодорожных рельсов запрещается.

Воздушные переходы разрешается делать только через не электрифицированные железные дороги. Высота подвески кабеля должна быть не менее 7,5 м. Если через шоссейную дорогу проложена рукавная линия, защищенная переездными мостиками. То линия связи прокладывается рядом с рукавной линией. При невозможности устройства такого вида перехода может быть сделан воздушный переход на высоте не менее 5,5 м над полотном дороги.

Для освещения помещений при разведке пожара необходимо применять ручные аккумуляторные прожекторы. Если этого освещения недостаточно, необходимо применять прожекторы с питанием от генератора автомобиля. При этом включать прожектор следует перед входом в помещение.

Установка приборов освещения на пожаре производится с соблюдением следующих условий. В первую очередь освещаются пути эвакуации людей. Взрывоопасные помещения освещаются снаружи через окна, ввод прожекторов в эти помещения допускается только в тех случаях, если в них происходит горение. В сильно задымленных и больших по площади помещениях следует устанавливать прожекторы большой мощности. В отдельных случаях в больших помещениях можно устанавливать прожекторы как ориентиры для работающих там людей.

Прожекторы, соединительные муфты и разветвительные коробки необходимо располагать в местах, где они не могут быть повреждены падающими конструкциями и водой.

При работе с приборами освещения личный состав отделения должен неукоснительно выполнять требования правил техники безопасности. Категорически запрещается включать средства освещения без заземления автомобиля. При заземлении автомобиля штырь должен вбиваться в землю на глубину не менее 75 см.

Перед включением средств освещения рекомендуется проверить исправность электрокабеля, разветвительной коробки и приборов освещения. Проверка производится путем кратковременного подключения кабельной линии к источнику питания и включения электроприборов. Не разрешается пользоваться приборами освещения при наличии нарушения целостности изоляции проводов или приборов, а также при слабом креплении отдельных деталей приборов и их деформации.

Для питания приборов освещения должны применяться только шланговые кабели с соединением, исключающим попадание в них воды или пены.

Питание прожекторов осуществляется по трехжильному кабелю, одна жила которого служит для заземления. Сопротивление изоляции кабеля при включенных в сеть прожекторах, и разветвительной коробки должно быть не менее 2 Ом. Аппаратура и линии связи, устанавливаемые на этажах или крышах, должны надежно закрепляться.

Автомобиль водозащитной службы предназначен для доставки к месту пожара специального оборудования и средств защиты материальных ценностей от проливаемой воды, для откачки и удаления воды из помещений *и производства аварийно-спасательных работ.

Использование водозащитных средств возможно при наличии личного состава основных пожарных автомобилей.

Работа со средствами водозащиты. Защита от пролитой воды осуществляется следующими способами: путем эвакуации имущества, материалов и оборудования или накрывания их брезентами, а также путем удаления и отвода воды. Для защиты имущества от пролитой воды пожарные подразделения оснащаются специальными средствами (брезентами, брезентовыми накидками и мешками, древесными опилками, водоуборочными эжекторами и гидроэлеваторами, лопатами, совками, ведрами и т. п.), которые вывозятся на основных пожарных автомобилях, автомобилях технической службы, связи и освещения, а в крупных гарнизонах – на специальных автомобилях водозащитной службы. Количество водозащитных средств и оборудования и их размещение на автомобиле определяется табелем положенности.

Брезенты и брезентовые накидки укладываются на автомобиле в скатку, “гармошкой”, или взаделку. Для расстилания и складывания брезентов размерами 10Х10 и 7Х7 м назначается расчет из 2-4 пожарных, а для брезентовых (накидок) меньшего размера – из 1- 2 пожарных. Для уборки брезента пожарные берут его за углы и складывают пополам (вдвое), затем в том же направлении складывают еще 3|4 раза. После этого брезент складывают в “гармошку” и перевязывают ремнями. При укладке брезента взаделку пожарные вначале складывает его так же, как и в первом случае, затем берутся за углы одного конца и складывают брезент поперек, не доходя 1 м до второго конца, после этого снова завертывают наверх второй конец и продолжают складывать в том же порядке до конца, после чего связывают его ремнями. Малые брезенты и брезентовые накидки складываются преимущественно в “гармошку” или свертываются в скатку и связываются ремнями.

При уборке брезентов необходимо следить за тем, чтобы в рулоны и скатки не попали посторонние предметы, которые могут вызвать порчу брезентов.

Брезенты большого и среднего размера переносятся двумя пожарными, как правило, на плече. Брезенты малого размера и брезентовые накидки переносятся на плече или в руках одним пожарным. Развертывание брезентов производится способами, обратными укладке. При накрывании брезентом ценного имущества и оборудования одновременно принимаются защитные меры против подмокания снизу (создаются ограждающие валы из специальных деревянных брусков или опилок, материалы и имущество укладываются на настилы или стеллажи). Накрывать надо так, чтобы вода не задерживалась на брезенте и стекала с него, не попадая под брезент.

Наиболее удобным способом защиты является удаление воды с помощью водоуборочных эжекторов или гидроэлеваторов. Для этого эжектор устанавливается в самой низкой точке помещения. Напорная “линия рукавов водоуборочного эжектора (гидроэлеватора) подключается к автонасосу, мотопомпе или колонке. Значительное количество воды можно отвести через проемы, выходящие наружу, и канализационные трубы. При этом .нужно следить, чтобы вода не причинила вреда конструкциям здания и имуществу. При удалении воды через лестничную клетку, или шахту лифта необходимо до спуска ее осмотреть полуподвальные и подвальные помещения (этажи) и выяснить способы удаления из них воды. В шахту лифта следует спускать воду в том случае, если моторное отделение лифта находится в верхней “части здания. Если вода будет удаляться по лестнице, то необходимо накрыть ее брезентами, подняв кверху боковые кромки брезента. Удаление воды из помещений может производиться и через отверстия в перекрытиях. Делать отверстия в междуэтажных перекрытиях для отвода воды разрешается только в тех случаях, когда не имеется возможности отвести ее другими способами.

Удалять воду из помещений можно также метлами, совками, ведрами и другими подсобными, средствами. Тонкий слой воды на полу удаляется с помощью опилок, которые рассыпаются на полу, растираются, а затем выметаются наружу.

В помещениях с электроустановками высокого напряжения работа по защите от воды должна производиться при строгом соблюдении правил техники безопасности. ‘

Автомобиль газодымозащитной службы предназначен для доставки боевого” расчета, газодымозащитного вооружения, средств дымоудаления; связи, освещения, электромеханизированного и прочего шанцевого инструмента к месту пожара. Имеющиеся, на автомобиле кислородно – изолирующие противогазы (КИП-8, РКК, Р-12), воздушные противогазы АСВ-2 позволяют производить тушение пожара и выполнение других работ в атмосфере, непригодной “дли дыхания. Личный состав отделения ГДЗС разбит на два звена, способных самостоятельно решать задачи по выполнению тех или иных работ. Для удаления дыма из помещений и нагнетания свежего воздуха в них на автомобиле имеются дымососы с приводом от электродвигателя или на базе пилы “Дружба”. Средства освещения и электромеханизированный инструмент получают энергию от генератора, установленного на автомобиле.

Боевое развертывание с установкой газоструйного дымососа. Для установки дымососов назначается расчет из трех пожарных и водителя. По команде ‘”Дымосос в подвал на всасывание (нагнетание) – ставь” пожарные № 1 и 2 открывают двери автомобиля, открепляют и выдвигают дымосос, затем с пожарным № 3 снимают его с автомобиля, переносят к месту установки и возвращаются к автомобилю. Пожарный № 3 открепляет всасывающие рукава, подает ” их пожарным № 1 и,2, которые подносят их к дымососу, соединяют между собой и” с дымососом. Полученный таким образом рукав заносят в подвал. Пожарный № 3 берет электрокабель, подключает его к распределительному щитку автомобиля и прокладывает к дымососу. Пожарные № 1 и 2 подносят и присоединяют к дымососу выкидные рукава, затем с пожарным № 3 берут и устанавливают в проемах подвала перемычки. Водитель заземляет автомобиль, приводит в действие двигатель – автомобиля и генератор, включает сеть и следит за показаниями приборов. По команде “Дымосос – убрать” водитель останавливает генератор и двигатель, снимает заземление. Пожарный № 3 отсоединяет от электродвигателя дымососа кабель, наматывает его на катушку и укладывает на автомобиль. Пожарные № 2 и 3 отсоединяют всасывающие и выкидные рукава, переносят и укладывают их на автомобиль. Затем весь расчет переносит и устанавливает дымосос на автомобиль.

Установка и уборка дымососа с двигателем внутреннего сгорания производятся в такой же последовательности, как и дымососа с электродвигателем.

Инструмент для выполнения первоочередных

Первоначальные аварийно-спасательные работы (ПАСР), связанные с тушением пожаров, представляют собой боевые действия по спасанию людей и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим, а также эвакуацию имущества.

Эти работы в основном выполняются боевыми расчетами с использованием штатных средств спасания и немеханизированного инструмента, которыми укомплектованы пожарные автоцистерны и автонасосы.

Немеханизированный инструмент используется также для разборки строительных и технологических конструкций для выявления скрытых очагов горения, выпуска дыма, предотвращения горения.

К ручному немеханизированному инструменту относятся: пожарные багры, ломы, крюки, топоры, столярные ножовки, ножницы для резки электропроводов. По желанию заказчика в комплект оборудования автоцистерны может включаться и другой инструмент, например, гидравлические ножницы для резки арматуры.

перейти в каталог файлов

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ И ОБОРУДОВАНИЕ

При ликвидации последствий аварий и катастроф, пожаров и других чрезвычайных ситуаций наиболее широкое применение получил гидравлический аварийно-спасательный инструмент (ГАСИ).

Все зарубежные и отечественные фирмы-производители предлагают комплекты и наборы ГАСИ с определенным перечнем образцов рабочего инструмента, рабочего оборудования, вспомогательных и дополнительных принадлежностей.

Комплекты и наборы ГАСИ
Наименование образцовСоставФункциональные признаки
Рабочий инструментДомкрат, цилиндр, расширитель, гидроклин, резак, кусачки, ножницы, расширитель-ножницы, комби­нированные ножницы (кусачки, гидроклин)Выполнение различных технологических опе­раций по деблокированию пострадавших
Рабочее оборудованиеНасос, насосная станция, катушка для шлангов, шланги (рукава), соединительные муфты (гидрора­зъемы)Обеспечение рабочего инструмента необходи­мой энергией
Вспомогательные принадлежностиТяговые цепи, тяговые головки (адаптеры), сменные головки (крестообразные, клиновые, захватывающие), опоры (клиновые, плоские), со­единительные элементы, удлинительные трубки (удлинители), наконечники (раздвигающие, режу­щие), клинья, блоки, гидрораспределителиУвеличение возможностей применения рабоче­го инструмента при выполнении технологичес­ких операций
Дополнительные принадлежностиЗащитные устройства и системы, запасные ножи, комплекты ЗИП и слесарного инструмента, наборы ТО и контроля, смазочные и заправочные материа­лы, рукоятки и рамы для переноски, тарная упаковкаОбеспечение безопасности работы, ремонт, обслуживание, проверка технического состоя­ния, транспортировка (переноска) и хранение образцов ГАСИ

Принцип действия ГАСИ основан на передаче энергии (рабочей жидкости под давлением), преобразующей поступательное движение поршня и штока гид­роцилиндра с помощью рычажно-шарнирных звеньев в работу по выполнению различных операций.

Наиболее простыми являются гидравлические домкраты и цилиндры, кото­рые могут быть одноступенчатые и двухступенчатые.

Домкратом начинают работать при наличии небольшого зазора при мини­мальной его высоте, поднимая или перемещая груз на расстояние, определяемое ходом штока.

Цилиндры бывают односторонние или двухсторонние двойного действия и выполняют работу по перемещению посредством выдвижения штоков («расши­рение») или их втягивания («стягивание»). При работе на стягивание цилиндр оснащается двумя ушками, к которым крепятся цепи. По необходимости, для увеличения начальной длины цилиндра, на штоки навинчиваются удлинители.

Расширители, в отличие от домкратов, могут начинать раздвижку с малых зазоров (10-30 мм). В ряде случаев начальный зазор может быть образован са­мим инструментом (при работе им, как тяжелым клином). Рабочими органами расширителя являются две симметрично расположенные удлиненные губки (силовые элементы), которые при движении поршня в гидроцилиндре за счет рычажно-шарнирной передачи веерообразно расходятся или сходятся, осущест­вляя силовой разжим или сжатие. Максимальное усилие на губках реализуется при расширении в прямом ходе поршня. При обратном ходе за счет уменьшения площади поршня (наличие штока) усилия на губках несколько снижаются.

Гидроклин образует зазоры между поверхностями разжимаемых объектов с помощью ползуна путем силового отжатия за счет проникновения в щели высту­пающих концов гибких металлических упорных пластин, закрепленных поверх коротких жестких опорных пластин. Ползун в виде клина под воздействием дав­ления в гидроцилиндре на поршень перемещается линейно вперед, контактируя через упорные пластины с поверхностями разжимаемых объектов.

Резак производит работу двумя серповидными лезвиями, которые при рас­крытии образуют с-образную зону, полуохватывающую разрезаемый предмет. Сжатие лезвий и резание происходит при прямом ходе поршня (реализация наибольших усилий). Режущие кромки лезвий в большинстве случаев имеют две зоны: общую — для резания различных конструкций и предметов, входящих в зев между лезвиями, и специальную (в виде корневой выемки) — для резания метал­лических прутков и арматуры. Корневая выемка максимально приближена коси поворота лезвий, где развиваются наибольшие усилия.

Кусачки, в отличии от резака, осуществляют операцию «перекусывания» пе-редавливанием различных элементов при движении режущих кромок ножей на встречу друг к другу встык.

Ножницы, имея удлиненные лезвия, как и резак выполняют работу при прямом ходе поршня (реализация наибольших усилий). На некоторых моделях имеются заточенные зубья на внешней кромке лезвий при помощи которых

осуществляется вспарывание глухих металлических листов, создавая пространс­тво для немедленного начала резки или расширения.

Расширитель-ножницы является универсальным инструментом и, как пра­вило, имеет удлиненные лезвия с прямой режушей кромкой, снабженные рядом выемок для удержания от выдавливания перерезаемого материала. Наружные концы лезвий имеют рабочие площадки с рифлениями для выполнения опера­ций по расширению. У большинства моделей прямое движение поршня исполь­зуется для резания и стягивания, а обратное относительно меньшим усилием — для расширения.

Комбинированные ножницы (кусачки, гидроклин) выполнены в виде жестко соединенных между собой узлов и агрегатов. Отсутствие гибких трубопроводов и разъемных соединений повышает надежность, сокращает время подготовки к работе, позволяет выполнять операции одному человеку.

Для подачи рабочей жидкости под давлением используются ручные или нож­ные насосы, а также механизированные дизель-, бензо-, пневмо- и электропри­водные насосные станции.

Катушки, представляя собой барабан на сварной металлической раме, быва­ют двухрядные (обеспечивают подключение двух инструментов) или однорядные (одного инструмента) и могут иметь систему торможения, которая блокирует и предотвращает разматывание шлангов.

Для подключения рабочего инструмента к источнику энергии применяются пластмассовые шланги с тканевым армированием и резиновые рукава с металло-кордом, имеющие разъемные соединения.

Согласно функциональным возможностям весь рабочий инструмент можно разделить на четыре разновидности: универсальный, который может выполнять различные операции (перекусывать арматуру, раздвигать плиты, перемещать различные тяжести и т.д.); специальный (для каждой конкретной операции свой инструмент); комбинированный (единый агрегат, в котором совмещены различ­ные функции, в том числе гидравлического насоса); специализированный (вы­полнение определенной операции с конкретным видом продукции, элементов строительных конструкций и транспортных средств).

Чаще всего при ликвидации последствий различных ЧС применяют инстру­мент специального назначения. Например, при вскрытии завала промышленного или жилого здания расширитель позволяет поднять разрушенную конструкцию на высоту до 800 мм. При этом, установленным в рабочее положение, он может удерживать ее достаточно долгое время. Вслед за расширителем можно ввести в работу цилиндры различной длины. Они могут продолжить подъем плиты, либо подстраховать работу расширителя. Цилиндры и расширитель подбирают в соот­ветствии с их грузоподъемностью.

Сочетание специального инструмента с универсальным или комбини­рованным увеличивает возможности при решении задач в ходе выполнении работ. Например, имеющийся в комплекте резак и расширитель-ножницы (или комбинированные ножницы) в состоянии перерезать любой элемент стальных

конструкций различного профиля, арматуру диаметром до 25 мм. А если учесть, что около 80 % арматуры, используемой в современном строительстве, имеют диа­метр до 22 мм, то двух агрегатов вполне достаточно.

Резак, расширитель и расширитель-ножницы (или комбинированные нож­ницы) в состоянии вскрыть любое транспортное средство. Они с успехом исполь­зуются при разделке (вскрытии) автомобилей, автобусов, самолетов и т.п. С по­мощью этого комплекта можно резать арматуру, элементы стальных конструкций различного профиля, металлические трубы, расширять узкие проемы, поднимать и перемещать элементы строительных конструкций.

Наряду с гидравлическим инструментом спасательными подразделениями используются специальные комплекты пневмодомкратов, которые предназначе­ны для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, выполняе­мых в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В состав комплектов входят:

— пневмодомкраты (пневмоподушки) высокого давления;

— баллоны со сжатым воздухом;

— манометры контроля давления;

— соединительные рукава (шланги) с разъемами;

— комплект переходных устройств;

— комплект ремонтных принадлежностей.

Кроме баллонов источником сжатого воздуха могут быть:

— устройство для накачки шин грузовых автомобилей;

— тормозная система грузовых автомобилей;

— ручной или ножной пневмонасос (только для маленьких пневмодомкратов).
Принцип действия пневмодомкратов основан на передаче энергии сжатого

воздуха под давлением от источника во внутреннюю полость пневмодомкрата, который за счет своего расширения создает подъемную силу, способная произ­вести работу по перемещению груза.

Конструктивно пневмодомкраты представляют собой эластичные подушки с ребристой поверхностью и многослойной структурой, выполненной из резины и армирующего материала (стальной корд или арамид).

При этом они обладают: многофункциональностью; простотой при малом вре­мени подготовки к работе; высокими силовыми характеристиками при плоской на­чальной форме, небольших габаритах и малой массе;эксплуатационной надежнос­тью; возможность использования в разных регионах и воздействующих средах.

Быстрое наполнение внутренних полостей пневмодомкратов позволяет эф­фективно осуществлять технологические операции при температурах от минус 40 до плюс 50 °С, не представляя особых требований к твердости основания и форме перемещаемого груза.

Обеспечивают подъем (перемещение) и фиксацию элементов завала (обломков строительных конструкций, технологичес­кого оборудования, поврежденных транспортных средств и т.п.), а также могут быть использованы при ликвидации течей из поврежденных технологических резервуаров, трубопроводов, коллекторов.

s89ЛV54V40V31V24V2491ЛV12V10S м а п|
er»s т,ВВПо
S»
L/i4^-_^L-Jtotototoп4=-OJtoNJNJgNJ_NJ4*.L^>NJо 03 ill
to-о.ооооONtoNJоОООONNJОё
ОооtoоONоооОООNJCDONоОООООООо
S ■о 3ель:
XS
Saё чs
Оооооооооооол матеоООООооCDоОоОоCDCDCDоабочее вление МПа
ОСооооооооооооооооооооооОСООооООООООооCO«ИсONONооооООСОCOCO
■арч
s■о
NOооOn4^LtJ,_ ,оОСONUiLr-i4^чооЧОONLt

>

? Е 1
LfiONDOtotoо4*-OnооL/NJNJON
ОооОоооооооОоООоООоОONОО
XXXXXXXX|XXXXXXXXX
ЧОооONONtoЧОооONOnОNJNJю
ONоtototoоL*JONчОЧОююtoON
ОооОtoооооLACDооооОоооОООоОONоО
оtotoNJ LatotototoюtoNJIMIIJоюNJNJюwо4^“оОоО°CDоON

Дата добавления: 2016-08-07 ; просмотров: 2735 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

10.3. Развертывание пожарного и аварийно спасательного оборудования и инструмента

Для проведения специальных работ по вскрытию, разборки, подъему, стягиванию конструкций, используют как не механизированные инструменты (рис. 10.2) тап ножницы, комплект приспособлений для цилиндров, электрические, гидравлические, механические лебедки, расширители, разжимы, кусачки, машинки сверлильные, пневмодомкраты, электрические и гидравлические пилы, резаки, бензорезы, домкраты.

Для подачи рабочей жидкости в аварийно спасательное оборудование применяют ручные насосы, мотонасосные агрегаты, мотонасосные станции.

Аварийно-спасательное оборудование и инструменты представлены на рис. 10.3.

Комплект приспособлений для цилиндров.

Рис. 10.3. Аварийно-спасательное оборудование

Домкрат ручной гидравлический

Насосная станция с мотоприводом

Машина ручная сверлильная

Перфоратор ручной электрический

Продолжение рис. 10.3. Аварийно-спасательное оборудование

Резак для кабелей

Резак термический типа УРТ

Общий вид спасательной бензопилы

Общий вид ручного бензореза Partner.

Общий вид ручной

Ручной насос РН 25

Продолжение рис. 10.3. Аварийно-спасательное оборудование

Окончание рис. 10.3. Аварийно-спасательное оборудование и инструмент.

Все работы с гидроинструментом выполняются расчетом из двух человек. Допускаемые к данным работам пожарные (операторы) должны изучить техническое описание и инструкцию по эксплуатации соответствующих инструментов и иметь практические навыки работы с данным гидрооборудованием. Действия по подготовке инструмента к работе должны выполняться одновременно и быстро.

Для подключения гидроинструмента к насосу или насосной станции и начала работы переносят и устанавливает насос на горизонтальной площадке на расстоянии, не превышающем длины соединительного рукава от места выполнения работ. Переносят и разворачивают рукава таким образом, чтобы они не соприкасались с агрессивными жидкостями, нагретыми элементами или открытым огнем, а также не могли скользить по острым краям выступающих конструкций. На месте работ, производят подсоединение рукавов к насосу и инструменту. Перемещения конструкций разжимами или разжим-кусачками раздвиганием и подъемом или стягиванием.

При раздвигании или подъеме конструкции губки инструмента должны быть полностью сдвинуты. Концы губок вставляются в щель между объектами, при этом для упора необходимо выбрать место, исключающее выскальзывание губок из щели. Допускается обкалывание конструкций острыми концами губок для их надежной установки в щели, а также для некоторого начального расширения щели. Раскрытием губок перемещают объект.

Работы по подъему и фиксации рис. 10.4 на нужной высоте отдельных конструкций завала производятся, как правило, при освобождении пострадавших, защемленных тяжелыми элементами конструкций, плит, и т.п. для выполнения данной операции назначенный расчет подносит комплект инструментов с приспособлениями к месту проведения работ, выполняет операции по подготовке инструмента к работе. Губки разжима перед началом проведения работ должны быть сведены.

После подготовки инструмента к работе запускают насосную станцию (в соответствии с инструкцией по эксплуатации) или приводит в действие ручной насос. Подносят разжим к месту подъема конструкции, вставляет на всю длину рифленые концы рычагов инструмента в щель между навалившимся грузом и твердой поверхностью. Убедившись в правильности установки разжима (рычаги разжима установлены перпендикулярно поднимаемой конструкции) и жесткости упорной поверхности, поворачивает рукоятку управления на раздвижение рычагов и поднимает груз на высоту, достаточную для того, чтобы освободить пострадавшего. При мягком основании (песок, мягкий грунт) под опорную губку следует подложить металлические, деревянные или другие жесткие подкладки для увеличения опорной поверхности.

Если при подъеме рычаги начинают выскальзывать из под груза, необходимо приостановить работу. После этого вставить, в образовавшую щель деревянный упор. Затем, свести рычаги таким образом, чтобы губки инструмента можно было продвинуть глубже в образовавшуюся щель и продолжить подъем груза. При раскрытии рычагов разжима на полную величину вновь жестко вставить в образовавшуюся щель деревянный упор.

Рекомендуется поддержка (страховка) груза деревянными упорами во время и после его подъема. При его подъеме, раскрытии щели необходимо особо следить за тем, чтобы не произошло разрушение поднимаемой конструкции или обрушение связанных с ней других элементов конструкций в зоне проведения работ.

а) установка концов губок в щели.

б) положение инструмента при раскрытии щели.

Пожарно-строевая и тактико-специальная подготовка

В данном разделе представлены план-конспекты (методические планы) по Пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке.

Занятия по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке планируются непосредственно перед выполнением нормативов, при этом нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке должны соответствовать отработанным упражнениям.

Занятия по пожарно-строевой подготовке проводит начальник дежурного караула (смены) или командир отделения.

К практической отработке упражнений личный состав может приступить только после усвоения требований правил по охране труда, предварительного изучения (повторения) устройства аппаратов, механизмов, приборов и приспособлений, используемых при проведении занятий. Особое внимание следует обратить на обеспечение безопасных условий работы на высотах, со спасательной веревкой, механизированным инструментом, средствами спасения и самоспасения с высот.

Содержание курса “Пожарно-строевая и тактико-специальная подготовка” составляет 66 часов.

Тема N 1 “Введение в курс пожарно-строевая и тактико-специальная подготовка”
Тема N 2 “Пожарно-прикладной и спасательный спорт”
Тема N 3 “Упражнения с ручными пожарными лестницами, автолестницами”
Тема N 4 “Упражнения с пожарными рукавами, стволами и разветвлениями”
Тема N 5 “Упражнения по работе в СИЗОД”
Тема N 6 “Упражнения по спасению и эвакуации пострадавших”
Тема N 7 “Упражнения по развертыванию расчетов”
Тема N 8 “Упражнения по пожарно-прикладному спорту”
Тема N 9 “Упражнения с аварийно-спасательным оборудованием и инструментом”
Темы конспектов

Для работы на пожарах с большим тепловым излучением применяют теплоотражательный костюм. В комплект такого костюма входят комбинезон с бахилами, куртка, защитная маска с пелериной, рукавицы и чехол для кислородно- изолирующего противогаза.

Боевое развертывание караула с подачей стволов при работе в перекачку с применением насосно-рукавного автомобиля Перекачка воды может осуществляться двумя способами: непосредственно из насоса в насос (последовательная работа насосов) и через бак автоцистерны, используемый как промежуточная емкость, или через, промежуточную емкость.

Развертывание отделения с подачей ствола ГПС производится по команде «Отделение, ствол ГПС (указывается количество рукавов) – марш». По этой команде пожарный № 1 ствол ГПС. Пожарные № 2 и № 3 разворачивают рабочую линию из пачек или скаток с правой стороны. Соединяют рукава между собой и подключаются к стволу ГПС.

Подготовка к боевому развертыванию производится по прибытии пожарного подразделения на пожар одновременно с разведкой и включает в себя: установку П/А на водоисточник с присоединением всасывающих рукавов и пуском воды в насос

Подготовка к б/р отделения на АЦ (без установки на водоисточник) производится по команде: «Отделение – готовьсь» АЦ устанавливается у указанного места. Пожарные №1,2,3 готовят рукава, ствол «Б», шанцевый инструмент, присоединяют рукава к напорному патрубку насоса и к стволу.

Закрепление спасательной веревки за конструкцию здания выполняется четырьмя способами

Связь на пожаре предназначается для управления силами, обеспечения их взаимодействия и обмена информацией. Для управления силами на пожаре устанавливается связь между РТП и оперативным штабом, начальником тыла, начальниками боевых участков и при необходимости с пожарными автомобилями.

По команде: “По трем штурмовым лестницам — цепью в окно 4-го этажа — марш!” пожарные №1, 2, 3 подходят к лестницам. берут их за тетивы и переносят к учебной башне.

Подъем рукавной линии при помощи спасательной веревки выполняется двумя пожарными, построенными в одну шеренгу

Пожарно-строевая подготовка является основным предметом обучения личного состава команд приёмам и способам работы с пожарной техникой.

Основными задачами пожарно-строевой подготовки являются: Воспитание у личного состава высоких морально-волевых качеств, дисциплинированности и взаимопомощи. Обучение приёмам и способам действий с пожарной техникой и оборудованием Выработка навыков слаженной работы и умелого применения пожарной техники, и оборудования при спасении людей и тушении пожаров

Пожарно-строевая подготовка обеспечивает сознательное и умелое выполнение наиболее рациональных и эффективных приемов действий с пожарной техникой и оборудованием и является одним из важнейших видов боевой подготовки личного состава пожарной охраны

Построить звено ГДЗС в одну шеренгу. Произвести боевую проверку ПТС «базис», включиться в противогазы.

Пожарный № 1 берется правой рукой за поручень, делает поворот направо, захватывает левой рукой ручку рычага крепления лестницы, а правой ударом снизу вверх открепляет фиксатор.

Обучение приемам работы при комбинированном подъеме желательно проводить после изучения приемов работы с выдвижной и штурмовой лестницами

Вынос пострадавшего с места пожара требует от пожарного большой физической силы и выносливости. Вынос пострадавшего можно проводить одним и двумя пожарными.

Пожарно-прикладной спорт – вид спорта, в который входят комплексы разнообразныхприемов, используемых в практике тушения пожаров

По команде: “Автоцистерну на водоем с помощью гидроэлеватора – ставь!” пожарный № 2 прокладывает рукавную линию ? 66 (77) мм от напорного патрубка насоса к водоему, переносит к водоему гидроэлеватор.

Спасание людей на пожаре – первоочередная задача пожарного караула. Спасание зачастую сопряжено с рядом факторов, препятствующих быстрому обнаружению, эвакуации и оказанию первой до врачебной помощи пострадавшим, а именно:

При несчастных случаях и катастрофах значительная часть попавших в бедственное положение людей получает ранения или умирает. Основной задачей службы спасения является освобождение и эвакуация пострадавших людей из мест повреждений. Пострадавшие лица эвакуируются с места повреждения до пункта приема раненых и заботятся о них вплоть до окончательной отправки. Эвакуация на более большие расстояния и с помощью перевозочных средств является задачей санитарной службы.

Ручная прокладка производится по команде «Рукавную линию из скаток (указывается направление и длина линии) – проложить»

Цель занятия: формирование и закрепление профессионально-прикладных умений и навыков работы с ПТВ, приборами, средствами и агрегатами в условиях тушения пожаров и проведения АСР;

Установка колонки на пожарный гидрант выполняется при развертывании или по команде: «Колонку — ставь!». По этой команде пожарный открывает дверцу отсека кузова автомобиля, открепляет колонку, кладет ее на левое предплечье, а в правую руку берет крюк для открывания крышки колодца гидранта и переносит их к гидранту.

Для соединения пожарных рукавов между собой, с пожарными стволами и другим оборудованием используются пожарные соединительные головки

Тема № 5 «Упражнения по спасению и эвакуации пострадавших»

Практические занятия – по решению руководителя подразделения в соответствии с распорядком дня.

На занятиях отрабатывают следующие вопросы:

приподнимание раненых и приведение их в стоячее положение;

переноска пострадавших: на плечах, на спине, на руках (одним, двумя, тремя пожарными);

оттаскивание пострадавших, двигаясь на спине, с соединенными вместе запястьями, с помощью двух треугольных кусков материи;

подъем и опускание пострадавшего в спасательном поясе и петле для сидения при помощи роликового спускоподъемного механизма;

подъем и опускание пострадавшего при помощи комплекта спасательного снаряжения;

подъем и опускание пострадавшего при помощи носилок (горизонтально, вертикально) с использованием ручных пожарных лестниц;

спускание или подъем пострадавшего с помощью роликового блока на стреле (грузовой стреле);

вязка спасательной петли, закрепление веревки за конструкцию;

спасание и самоспасание с помощью спасательной веревки.

Тема № 6.«Упражнения по развертыванию расчетов»

Практические занятия – по решению руководителя подразделения в соответствии с распорядком дня.

На занятиях отрабатывают следующие вопросы:

развертывание с подачей одного, двух и более стволов без установки и с установкой пожарных автомобилей на водоисточник (пожарный гидрант);

развертывание от места пожара к водоисточнику;

развертывание с забором воды при помощи 1,2,3 гидроэлеваторов;

развертывание с установкой лафетного ствола;

развертывание с подачей ВМП низкой и средней кратности;

развертывание с подачей воды в перекачку;

развертывание с подачей стволов по ручным пожарным лестницам;

развертывание с подачей стволов с использованием пожарных автолестниц и коленчатых подъемников;

развертывание с преодолением различных препятствий;

развертывание с использованием сухотрубов;

развертывание с подачей стволов в тоннели различного назначения;

развертывание средств освещения и дымоудаления;

развертывание специальных отделений в зоне, пораженной, АХОВ, радиоактивными веществами.

Тема № 7. «Упражнения по пожарно-прикладному спорту»

Практические занятия – 2 часа:

преодоление 100-метровой полосы с препятствиями;

подъем по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни;

пожарная эстафета 4х100 м.

Тема № 8 «Упражнения с аварийно-спасательным оборудованием и инструментом»

Практические занятия – по решению руководителя подразделения в соответствии с распорядком дня.

На занятиях отрабатывают следующие вопросы:

работа с ручным аварийно-спасательным оборудованием и инструментом;

работа с гидравлическим аварийно-спасательным оборудованием и инструментом, бензорезами и бензопилами;

работа с пневматическим и электрическим аварийно-спасательным оборудованием и инструментом, компрессорным оборудованием и отбойными молотками.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Физическая подготовка организуется для совершенствования физической подготовленности личного состава дежурных караулов (смен).

Методические указания.

На занятиях по физической подготовке в карауле (дежурной смене) главное внимание должно быть сосредоточено на отработке физических упражнений, подлежащих повышению уровня физической подготовленности и выносливости личного состава дежурных караулов (смен) для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Сотрудники, несущие службу по сменам, к сдаче контрольных нормативов готовятся самостоятельно с учетом рекомендаций специалистов по физической подготовке.

Сотрудники ежегодно проходят медицинское освидетельствование и для сдачи контрольных нормативов распределяются с учетом возраста и состояния здоровья на медико-возрастные группы.

Тематика занятий в карауле (дежурной смене) определяется тематическим планом и расписанием занятий с учетом индивидуального уровня общей и специальной физической подготовленности личного состава.

1. Упражнения на силу: подтягивание на перекладине; подъем переворотом; упражнения с гирями и штангой; силовое комплексное упражнение: отжаться на руках 10 раз в упоре лежа; из упора лежа 10 раз принять положение сидя; произвести 10 выпрыгиваний вверх, руки за головой (количество повторений).

2. Упражнения на быстроту и ловкость: преодоление 100 метровой полосы с препятствиями;

подвеска штурмовой лестницы в окно 2-го этажа; лазание по наклонной или вертикальной лестнице;

3. Прикладные упражнения:

подъем по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа;

подъем по установленной выдвижной трехколенной лестнице в окно
3-го этажа учебной башни.

4. Спортивные игры.

к Порядку подготовки личного состава пожарной охраны

Руководитель (начальник) подразделения

(должность, звание, Ф.И.О.)

индивидуального обучения сотрудника (работника) впервые принятого на службу (работу) в подразделение пожарной охраны

Дата рождения ____________________________________________________

№ п/пРазделы подготовки и наименование темДата и часы занятийТеоретические занятияПрактические занятияСамостоятельная учебаРоспись руководителя занятий
Теоретическая подготовка
1.Тема 1.
Практическая подготовка
1.Тема 1.
Самостоятельная подготовка
1.Тема 1.

(должность, звание, Ф.И.О. , (подпись)

руководителя индивидуального обучения)

«____» ______________ 20___ г.

Примечания: Руководители (начальники) подразделений, отделов, отделений, групп определяют темы и часы с учетом особенностей охраняемых районов (объектов) и выполнения обучаемыми обязанностей по должности.

Отработка тем практического курса сопровождается в обязательном порядке инструктажем по правилам охраны труда.

Выполнение упражнений с ручными пожарными лестницами должно проводиться не выше 3-го этажа учебной башни с обеспечением страховки.

Перечень нормативов по пожарно-строевой подготовке устанавливается программой индивидуального обучения и выполняются на правильность.

к Порядку подготовки личного состава пожарной охраны

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ

индивидуального обучения по месту службы (работы) лиц, впервые принятых на службу (работу) в подразделения пожарной охраны

(для пожарных, пожарных-спасателей)

№ темыНаименование разделов и тем занятийКоличество часов
1.Теоретический курс
1.1Организация деятельности пожарной охраны.
1.2Организация гарнизонной и караульной служб. Обязанности личного состав при несении службы в карауле. Требования техники безопасности, промсанитарии и гигиены при несении службы
1.3Классификация пожарных автомобилей и тактико-технические характеристики основных пожарных автомобилей, имеющихся в подразделении. Табель положенности вывозимого пожарно-технического вооружения и оборудования
1.4Назначение, виды, устройство и использование пожарных рукавов, рукавных соединений, стволов, оборудования, немеханизированного инструмента
1.5Назначение, виды, устройство и использование ручных пожарных лестниц. Испытание ручных пожарных лестниц
1.6Оборудование, назначение и использование объектов пожарных подразделений (теплодымокамер, учебной башни, стометровой полосы препятствий, полосы психологической подготовки и т. п.). Требования правил техники безопасности к их устройству и эксплуатации
1.7Назначение, виды и устройство оборудования и средства для получения воздушно-механической пены
1.8Общие сведения о противопожарном водоснабжении. Назначение и устройство пожарного гидранта и пожарной колонки.
1.9Строительные материалы и их пожароопасные свойства. Виды, назначение, устройство, конструктивные элементы зданий и сооружений
1.10Общие сведения о горении и горючих веществах, пожаре и его развитии. Основы прекращения горения на пожаре. Инженерно-технические решения, направленные на ограничение распространения пожара
1.11Тактические возможности подразделений
1.12Основы организации тушения пожаров
1.13Классификация и содержание боевых действий при тушении пожаров. Схемы боевого развертывания
1.14Тушение пожаров в различных условиях
1.15Обязанности участников тушения пожаров
1.16Охрана труда при ведении боевых действий на пожаре. Промсанитария. Гигиена при тушении пожаров
1.17Организация проведения аварийно-спасательных работ
1.18Охрана труда при проведении аварийно-спасательных работ
1.19Оказание первой помощи
1.20Пожарная связь и установки пожарной сигнализации
1.21Общие сведения о пожарной профилактике
Итого
2. Практический курс (в составе караула (смены))
2.1Укладка, надевание боевой одежды и снаряжения. Сбор и выезд по тревоге
2.2Работа с пожарными рукавами, стволами, рукавной арматурой и принадлежностями. Прокладка рукавных линий.
2.3Установка пожарного автомобиля на водоисточник
2.4Установка пожарной колонки на гидрант
2.5Упражнения с ручными пожарными лестницами
2.6Работа со спасательной веревкой
2.7Боевое развертывание в составе отделения и караула. Отработка нормативов
2.8Выполнение приемов и способов преодоления препятствий
2.9Выполнение приемов и способов транспортировки, переноски, подъема и спуска пострадавших
2.10Работа с аварийно-спасательным инструментом
Итого
ВСЕГО

Методические указания

1. Начальники подразделений в выборе тем и определении часов по изучению тем с учетом настоящего тематического плана обучения, особенностей района (подрайона) выезда, охраняемого объекта и обязанностей сотрудника (работника) по должности. Допускается в программу индивидуального обучения включать другие темы с учетом специфики района выезда. Перечень вопросов для самостоятельного изучения и (или) отработки не должен превышать 10% от бюджета учебного времени тематического плана. Вопросы для самостоятельного изучения отражаются в индивидуальном плане обучения (стажировки) сотрудника (работника).

2. Отработка тем практического курса сопровождается в обязательном порядке инструктажем по правилам охраны труда.

3. Упражнения на высотах (не выше третьего этажа) выполняются со страховкой.

4. При отработке упражнений по пожарно-строевой и аварийно-спасательной подготовке и обучении пользованию средствами индивидуальной защиты особое внимание обращается на правильность их выполнения и одевания.

5. Основной формой по специальной (технической) подготовке, подготовке по связи являются практические занятия на штатной пожарной технике и технике связи, в ходе которых главное внимание уделяется вопросам подготовки к работе и эксплуатации в различных режимах и условиях. При проведении занятий широко используются стенды, плакаты, другие наглядные пособия и технические средства.

6. Практические занятия по тактической подготовке проводятся с целью формирования первичных практических навыков, углубления достигнутых теоретических знаний по подготовке и применению пожарной техники, пожарного оборудования и пожарного инструмента, приборов, оказанию пострадавшим первой медицинской помощи, отработке приемов и способов ведения аварийно-спасательных работ в различных ЧС. На занятиях лицо, проводящее занятия, показывает обучаемым на местности, макетах, объектах приемы и способы действий, которые подлежат отработке, после чего проводится тренировка пожарного, как спасателя.

7. При изучении темы 6.16 руководитель подразделения самостоятельно определяет перечень объектов, расположенных в районе (подрайоне) выезда, для изучения тактики тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

8. При организации и осуществлении первоначальной подготовки по месту службы в подразделении по охране объектов предусматривается изучение двухчасовой темы по классификации, назначению и техническим характеристикам установок автоматического пожаротушения.

9. Контрольное занятие по разделам 6, 7, 9 определяет и проводит начальник (заместитель) начальника подразделения совместно с руководителем (наставником) обучаемого.

к Порядку подготовки личного состава пожарной охраны

Читайте также:  Муляж сигнализации квартиры
Оцените статью
Добавить комментарий