Виды пожарно тактических учений

Основные моменты пожарных учений

Подготовка

Пожарно-тактические учения с полной эвакуацией людей из зданий, привлечением техники, скорой помощи и использованием средств имитации пожара крайне необходимы в наше время. Основной целью таких мероприятий всегда является проверка слаженной работы служб по эвакуации людей из зданий и оказания помощи пострадавшим.

И что особенно важно — это помогает запомнить людям их правильные действия в случае пожара. А некоторых психологически подготавливает к спокойному и рассудительному поведению в чрезвычайной ситуации.

Перед проведением тренировочных мероприятий идет подробная разработка плана действий. Эти учения записываются в специальный документ, в котором есть исходные данные по помещению и водоснабжению, а также тактический замысел.

В план пожарно-тактических учений также включены и данные об окружающей обстановке. Возможно, что они будут проводиться ночью в экстремальных условиях. Наряду с этим прогнозируется расчёт сил и средств пожаротушения.

Маневры

Противопожарные учения проводятся энергично. В ходе мероприятий совершенствуются навыки работы пожарных подразделений, их физическая подготовка и умение взаимодействовать с другими службами по спасению людей. И что немаловажно — это тренировка волевых качеств состава и их способность переносить неблагоприятные условия.

Помимо этого при пожаре тренируется и руководящий состав. От их тактического мышления и способности адекватно оценивать сложившуюся ситуацию зависит вся работа команды.

Сейчас выделяют несколько видов:

тренировочное

На тренировочных учениях отрабатываются конкретные шаги по ликвидации пожара. Это наиболее часто используемый вид подготовки.

проверочное

В случае проверочных учений определяется степень подготовки руководства по управлению тушением. Также определяется слаженная работа всего гарнизона пожарной охраны.

показное

Новые способы и методы организации деятельности используются при показном учении пожарной бригады. Проверяющие лица оценивают слаженную работу начальников гарнизонов и подразделений пожарной охраны, действия дежурных и оперативных служб.

Эти тренировки проводятся два раза в год при разных погодных условиях.

Среди них выделяют два подвида:

опытное

Проверка новой техники и видов огнетушащего состава используется при опытных противопожарных учениях. Все исследования проводятся на специальных полигонах или объектах. В таких учениях можно максимально полно воссоздать картину экстремальной ситуации.

комплексное

Данные пожарно-тактические учения являются результатом всех тренировок команды и являются итогом деятельности гарнизона. По результатам работы выставляется оценка.

Моделирование ситуации и результаты

Для имитации экстренной ситуации принято использовать следующие средства:

  • красный флажок — очаг пожара;
  • синий флажок — незначительное задымление;
  • жёлтый флажок — сильное задымление и места выделения вредных газов, запрещаются работы без противогаза;
  • дымовые шашки, световые фонари и люминесцентные предметы наиболее точно могут имитировать возгорание.

За всеми действиями по имитации пожара следят руководитель пожарных учений и его заместители. Помощники фиксируют все принятые решения и отданные приказы. После окончания учений эти данные разбираются на заседании.

После завершения всех мероприятий составляется подробный отчет о проведённых учениях. Он позволяет оценить действия всего подразделения по ликвидации возгорания, а также выявить слабые места при проводимых тренировках.

Руководитель противопожарных учений даёт полную характеристику каждому составу, делает общие выводы о проведённой работе и даёт рекомендации по дальнейшей подготовке.

Виды пожарно-тактических учений

Виды пожарно-тактических учений – Методические Указания, раздел Образование, Организационно-методические указания по тактической подготовке начальствующего состава Федеральной противопожарной службы МЧС России По Целевому Назначению Учения Подразделяются На Виды: Тренировочные, Контроль.

По целевому назначению учения подразделяются на виды: тренировочные, контрольно-проверочные, показные, комплексные и опытные. Учения проводятся со всеми дежурными караулами пожарных подразделений.

Тренировочные учения проводятся под руководством начальников (заместителей начальников) подразделений ФПС (не менее одного учения в зимний и летний периоды на каждого, но не реже чем раз в квартал) с целью тренировки личного состава действиям по ликвидации пожаров и аварий в сложных условиях.

Контрольно-проверочные учения проводятся с целью определения уровня подготовки начальствующего состава по руководству тушением пожаров, а также для определения степени готовности, как отдельных подразделений, так и территориальных органов МЧС в целом к ведению действий на тушении пожаров. Они проводятся при инспектировании деятельности территориального органа МЧС России (закрытого территориального образования, подразделения ФПС) или при подведении итогов служебной и профессиональной подготовки за год (т.е. не реже 1 раза в год).

Показные учения проводятся с целью показа приемов и способов организации работы по управлению подразделениями при тушении пожаров, способов и приемов тушения, новой техники, огнетушащих веществ и т.д. Их периодичность и лица, ответственные за их проведение устанавливаются начальником территориального органа МЧС России, но не реже одного раза в полугодие (по одному учению в зимний и летний периоды обучения).

Опытные учения являются разновидностью показных учений, проводятся с целью исследования, испытания (проверки) новых видов пожарной техники, огнетушащих веществ, приемов и способов тушения.

Опытные учения проводятся, по мере возникновения необходимости, на полигонах, конкретных объектах (как правило, на выселенных домах, других зданиях, списанных с баланса), на различных установках (резервуарах), объектах по договоренности с соответствующими руководителями. На таких учениях наиболее полно воссоздается обстановка, максимально приближенная к реальной.

Подготовка к таким учениям требует особого подхода, заранее согласовываются все действия привлекаемых сил и средств, определяются ответственные. Место и время проведения учений согласовываются с местными органами власти.

Комплексные учения объединяют задачи, решаемые при проведении тренировочных, проверочных и показных учений. Кроме того, они проводятся с целью комплексной оценки уровня противопожарной устойчивости объектов.

К подготовке и проведению опытных, показных и комплексных учений привлекается начальствующий состав всех заинтересованных подразделений и служб, который анализирует положительные стороны и недостатки по направлениям деятельности, разрабатывает и докладывает руководителю учений мероприятия по устранению отмеченных недостатков. По усмотрению руководителя учений они также могут выполнять другие обязанности.

Читайте также:  Как настроить безопасный интернет для детей

На показные и комплексные учения привлекается весь начальствующий состав, свободный от несения службы.

Учения проводятся руководителями структурных подразделений территориальных органов МЧС России и подразделений ФПС, СПТ, оперативными дежурными, а также лицами, которым поручена проверка оперативно-служебной деятельности подразделения пожарной охраны.

Проведение учений предусматривается планами профессиональной подготовки и планами работы на год.

Учения в сельской местности, как правило, проводятся во время проверок противопожарного состояния объектов сельскохозяйственного производства, строек и промышленных предприятий.

Время и место проведения заранее согласовываются с руководителями объектов. Вызов сил и средств на учения производится в соответствии с расписанием выездов или планом привлечения сил и средств для тушения пожаров.

7.2. Виды пожарно-тактических учений

По целевому назначению учения подразделяются на виды: тренировочные, контрольно-проверочные, показные, комплексные и опытные. Учения проводятся со всеми дежурными караулами пожарных подразделений.

Тренировочные учения проводятся под руководством начальников (заместителей начальников) подразделений ФПС (не менее одного учения в зимний и летний периоды на каждого, но не реже чем раз в квартал) с целью тренировки личного состава действиям по ликвидации пожаров и аварий в сложных условиях.

Контрольно-проверочные учения проводятся с целью определения уровня подготовки начальствующего состава по руководству тушением пожаров, а также для определения степени готовности, как отдельных подразделений, так и территориальных органов МЧС в целом к ведению действий на тушении пожаров. Они проводятся при инспектировании деятельности территориального органа МЧС России (закрытого территориального образования, подразделения ФПС) или при подведении итогов служебной и профессиональной подготовки за год (т.е. не реже 1 раза в год).

Показные учения проводятся с целью показа приемов и способов организации работы по управлению подразделениями при тушении пожаров, способов и приемов тушения, новой техники, огнетушащих веществ и т.д. Их периодичность и лица, ответственные за их проведение устанавливаются начальником территориального органа МЧС России, но не реже одного раза в полугодие (по одному учению в зимний и летний периоды обучения).

Опытные учения являются разновидностью показных учений, проводятся с целью исследования, испытания (проверки) новых видов пожарной техники, огнетушащих веществ, приемов и способов тушения.

Опытные учения проводятся, по мере возникновения необходимости, на полигонах, конкретных объектах (как правило, на выселенных домах, других зданиях, списанных с баланса), на различных установках (резервуарах), объектах по договоренности с соответствующими руководителями. На таких учениях наиболее полно воссоздается обстановка, максимально приближенная к реальной.

Подготовка к таким учениям требует особого подхода, заранее согласовываются все действия привлекаемых сил и средств, определяются ответственные. Место и время проведения учений согласовываются с местными органами власти.

Комплексные учения объединяют задачи, решаемые при проведении тренировочных, проверочных и показных учений. Кроме того, они проводятся с целью комплексной оценки уровня противопожарной устойчивости объектов.

К подготовке и проведению опытных, показных и комплексных учений привлекается начальствующий состав всех заинтересованных подразделений и служб, который анализирует положительные стороны и недостатки по направлениям деятельности, разрабатывает и докладывает руководителю учений мероприятия по устранению отмеченных недостатков. По усмотрению руководителя учений они также могут выполнять другие обязанности.

На показные и комплексные учения привлекается весь начальствующий состав, свободный от несения службы.

Учения проводятся руководителями структурных подразделений территориальных органов МЧС России и подразделений ФПС, СПТ, оперативными дежурными, а также лицами, которым поручена проверка оперативно-служебной деятельности подразделения пожарной охраны.

Проведение учений предусматривается планами профессиональной подготовки и планами работы на год.

Учения в сельской местности, как правило, проводятся во время проверок противопожарного состояния объектов сельскохозяйственного производства, строек и промышленных предприятий.

Время и место проведения заранее согласовываются с руководителями объектов. Вызов сил и средств на учения производится в соответствии с расписанием выездов или планом привлечения сил и средств для тушения пожаров.

Пожарно-тактические учения, ПТУ.

Пожарно-тактические учения являются высшей формой тактической подготовки начальствующего состава противопожарной службы и важнейшим средством достижения высокого уровня боевой готовности. Они проводятся на конкретных объектах хозяйствования или населенных пунктах в условиях и темпе, наиболее приближенных к реальной обстановке на пожаре. На учения привлекаются силы и средства более одного караула, специальные службы (водопроводная, энергетическая, газоаварийная, газоспасательная и др.), а также приспособленная для целей пожаротушения или другая техника, водовозки, подъемники, бульдозеры и т. п.). На учениях создается оперативный штаб на пожаре, широко используются имитационные средства, однако, условности должны сводиться до минимума.

Продолжительность тактических учений может быть различной. Они проводятся днем и ночью.

Основным методом обучения на тактическом учении является практическая отработка начальствующим и рядовым составом всех вопросов организации и тактики тушения пожара на конкретном объекте. В необходимых случаях руководитель учения сочетает практику с показом и устным изложением.

На учениях совершенствуется тактическое мышление и навыки начальствующего состава по руководству действиями пожарных подразделений при исполнении ими обязанностей различных должностных лиц на пожаре (РТП, НШ, НТ, НБУ), отрабатываются вопросы работы оперативного штаба, тыла и связи на пожаре, взаимодействие пожарных подразделений с инженерно-техническими работниками объекта и специальными службами, а также приемы и способы тушения пожаров, наиболее полно совершенствуется физическая подготовка и морально-волевые качества личного состава, их способность стойко переносить тяготы и лишения.

При проведении тактических учений необходимо обращать внимание на тактическую грамотность проведения разведки, определения решающего направления боевых действий на пожаре, организации спасания людей и эвакуации имущества; работы оперативного штаба (тыла) на пожаре; тушения пожара в специфических и усложненных условиях; использования тактических возможностей пожарных подразделений, взаимодействия сил и средств пожарной охраны со специальными службами пожарной охраны города (объекта); на правильность оценки обстановки пожара; на своевременность вызова на пожар подразделений и техники, необходимых при тушении пожара; на соблюдении личным составом правил техники безопасности.

По целевому назначению тактические учения подразделяются на виды: тренировочные, проверочные, показные, комплексные и опытные.

Тренировочные учения проводятся с целью тренировки начальствующего состава и подразделений противопожарной службы действиям по ликвидации пожаров и аварий в сложных условиях. Этот вид учения является основным в общей системе тактической подготовки начальствующего состава.

Читайте также:  Чем отличается чердак от мансарды для бти

Проверочные учения проводятся с целью определения уровня подготовки начальствующего состава по руководству тушением пожаров, а также для определения степени готовности как отдельных подразделений, так и гарнизона пожарной охраны в целом к ведению боевых действий при тушении пожаров. Их периодичность устанавливается начальником ГПС.

Показные учения проводятся с целью показа новых приемов и способов организации работы по управлению подразделениями при тушении пожаров, способов и новых приемов тушения, новой техники, огнетушащих веществ и т. д. и количестве, определяемом начальником ГПС, но не менее двух раз в год (по одному учению в зимний и летний периоды обучения).

Разновидностью показных учений являются учения, которые проводятся с целью исследования, испытания (проверки) новых видов пожарной техники, огнетушащих веществ, способов и приемов тушения.

Они проводятся на полигонах, конкретных объектах (как правило, на выселенных домах, других зданиях, списанных с баланса), на различных установках (резервуарах), объектах хозяйствования по договоренности с соответствующими руководителями. На таких учениях наиболее полно воссоздается обстановка, максимально приближенная к реальной.

Подготовка к таким учениям требует особого подхода, заранее согласовываются все действия привлекаемых сил и средств, определяются ответственные. Место и время проведения учений согласовываются с местными советскими органами.

Комплексные учения объединяют задачи, решаемые при проведении тренировочных, проверочных и показных учений. Кроме того, они проводятся с целью комплексной оценки уровня противопожарной устойчивости объектов хозяйствования.

На показные и комплексные учения привлекается весь начальствующий состав гарнизона, свободный от несения службы.

Тактические учения проводятся руководителями аппаратов, гарнизонов и подразделений пожарной охраны или их заместителями, дежурными службами пожаротушения, оперативными дежурными, а также лицами, которым поручена проверка оперативно-служебной деятельности гарнизона пожарной охраны.

Периодичность проведения пожарно-тактических учений определена в Программе подготовки личного состава частей и гарнизонов противопожарной службы.

Проведение тактических учений предусматривается планами-графиками боевой подготовки и планами работы гарнизонов пожарной охраны.

Тактические учения в сельской местности, как правило, проводятся во время проверок противопожарного состояния объектов колхозов, совхозов, строек и промышленных предприятий.

Время и место проведения тактических учений заранее согласовываются с руководителями объектов.

Вызов сил и средств на тактические учения производят в соответствии с расписанием выездов или планом привлечения сил и средств для тушения пожаров

Каждому тактическому учению предшествует тщательная подготовка руководителя учения, который обязан:

— определить тему и цель учения;

— изучить его оперативно-тактические особенности;

— согласовать дату и время его проведения с администрацией объекта;

— проанализировать развитие и организацию тушения пожаров на аналогичных объектах;

— разработать тактический замысел и порядок имитации с учетом возможной обстановки условного пожара;

— определить возможную обстановку пожара ко времени его обнаружения, прибытия первого пожарного подразделения и старшего оперативного начальника, к моменту локализации и ликвидации пожара;

— установить время проведения и продолжительность учения, определить силы и средства, привлекаемые на учение.

На основе предварительной подготовки руководитель учения разрабатывает план-конспект, который состоит из общей части и методической разработки.

В содержание общей части входит тема и учебная цель занятия, время и дата проведения учения, наименование объекта и его адрес, краткая оперативно-тактическая характеристика объекта; привлекаемые силы и средства, средства имитации, фамилии помощников руководителя учения (посредники, имитаторы), перечень учебной и специальной литературы.

Методическая разработка включает в себя:

— обоснование тактического замысла, подтвержденного расчетом сил и средств на тушение условного пожара;

— элементы обстановки на определенный момент времени согласно тактическому замыслу учения (на момент обнаружения пожара, прибытия первого подразделения, старшего оперативного начальника и последующих подразделений, локализации и ликвидации пожара). Данную часть разработки целесообразно составлять по форме

Графическую часть рекомендуется готовить в виде плаката (на стандартном форматном листе) для использования его при инструктаже посредников, имитаторов, а также при подведении итогов учения.

План-конспект подписывается руководителем учения, согласовывается с руководителем объекта и представляется старшему начальнику на утверждение.

Разработав план-конспект, руководитель учения организует подготовку посредников и имитаторов,

Посредников назначают для оказания помощи руководителю в подготовке и проведении учения и подбирают из лиц начальствующего состава, имеющих опыт тушения пожаров. Количество посредников определяет руководитель учения с учетом местных особенностей, сложности тактического замысла, привлекаемых на учение сил и средств.

При подготовке посредников руководитель учения должен:

— организовать с ними оперативно-тактическое изучение объекта, где будут проводиться учения, распределить их по участкам работы (посредники при РТП, НШ, НТ, НБУ, НС, ответственного за ТБ) и определить обязанности;

— ознакомить их с тактическим замыслом и возможными вариантами его решения, выдать им выписки из плана-конспекта, наметить порядок объявления обстановки, дать указания о порядке применения средств имитации для изменения обстановки условного пожара;

обратить внимание посредников на соблюдение правил техники безопасности во время учения.

— изучить цели учения, тактический замысел и ожидаемые решения начальствующего состава по создаваемой обстановке;

— в соответствии с порядком, установленным руководителем учения, имитировать обстановку в ходе учения, вовремя и в положенном месте объявить вводные;

— принять меры к предупреждению ошибок в действиях начальствующего и рядового состава, которые могут повлечь за собой несчастные случаи, аварии, нарушения технологического процесса или установленного режима на объекте;

— вести необходимые записи по времени, характеризующие действия начальствующего состава на закрепленных участках.

Обстановку пожара на учении можно имитировать следующими условными обозначениями:

— очаг пожара — красными флажками;

— незначительное задымление — синими флажками;

— сильное задымление, места выделения вредных газов и паров (работать без изолирующих противогазов нельзя) — желтыми флажками.

Для более полного воспроизведения признаков пожара целесообразно использовать дымовые шашки, световые приборы (проекционные фонари, прожектора и т. п.), фонограммы записей, характерных для факторов пожара. Для отработки приемов и способов эвакуации людей используются манекены и имитаторы.

Применять для имитации средства, которые могут вызвать пожар или порчу помещений и оборудования, запрещается.

Читайте также:  Как маркировать кабель при монтаже

Имитацию пожара проводят руководитель учения, посредники и специально подготовленные лица.

Имитация пожара на учении должна быть активной и подвижной и изменяться в ходе учения в соответствии с замыслом руководителя и действиями пожарных частей на участках работы.

Пожарно-тактические учения ( ПТУ )

Пожарно-тактические учения (ПТУ) – это высшая форма тактической подготовки начальствующего состава, которая позволяет совершенствовать и поддерживать на высоком уровне готовность гарнизонов пожарной охраны к тушению пожаров. Учения являются не только наиболее эффективной, но и самой сложной формой тактической подготовки, так как на них одновременно совершенствуют тактическое мастерство личного состава подразделений ФПС при тушении крупных и сложных пожаров, с привлечением большого количества сил и средств гарнизона пожарной охраны и служб жизнеобеспечения.

Общая цель учений – совершенствование тактического мышления и практических навыков начальствующего состава в управлении силами и средствами на пожаре при исполнении обязанностей различных должностных лиц органов управления.

Основным методом обучения личного состава на учениях является практическая отработка организации управления силами и средствами на пожаре в различных условиях и обстановке. В зависимости от конкретной цели учений в необходимых случаях руководитель может сочетать практическую отработку с показом и устными объяснениями. На учениях объединяются в единый комплекс знания и практические навыки начальствующего состава, приобретенные в процессе обучения по всем видам профессиональной подготовки. Учения проводятся на конкретных объектах или в населенных пунктах в условиях, наиболее приближенных к реальной обстановке на пожаре.

Методика проведения